Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

713 ПИСЬМА О В О С П И Т А Н I И. 714 тельности, Петръ — чистый меланхоликъ, а по своему упорству въ достиженіп отдаленныхъ дѣлей, по той терпѣлпвости, съ какой онъ сооружаетъи пере- дѣлываетъ свои административпыя сооруженія, — чистый флегматпкъ. Наблюдайтелюдей, сличайте ихъ въ развые мо- мевты ихъ душевваго состоянія и въ продолжи- тельный иеріодъ ихъ жизни, и вы увидите, какъ одинъ и тотъ же человѣкъ бываете настойчивъ и перемѣнчивъ, медлителенъ и быстръ, увлекающъ и основателенъп подвижевъ въ своихъ чувствахъ. Въ одно и то же время человѣкъ ыожетъ быть флег- матикомъ въ одвомъ и савгвинпкомъ въ другомъ, холерикомъ по отношенію къ однпмъ людямъ и ме- ланхоликомъ по отношенію къ другимъ. Если, такпмъ образомъ, ученіе о темнераыен- тахъ не выдерживаетъ критики и не оказывается послѣдовательнымъ въ прпмѣненіи ко всѣмъ слу- чаямъ и людямъ, то чѣмъ же объяснить его много- вѣковое сущесгвованіе, чѣмъ объяснить, что его держатся такъ твердо повседневная практикаи господствующее общественное мнѣніе? Причину этого нужно искать въ томъ, что въ основѣ своей уче- те это все таки вѣрно, что оно создано вѣрной наблюдательностью надъживыми людьмп, надъ жи- вой повседневной действительностью, и что каждый изъ насъ находптъвъ этомъ ученіи самого себя. Ученіе о темпераментахъне выносить только уче- ной критики, но противъ его поэтической стороны, противъ тѣхъ генеральныхъ типовъ людей, кото- рые оно создало, раздѣливъ человѣчество на четы- ре главныя нсихическія группы, мы ничего сказать не можемъ. Вотъ почему, не придавая ученію о темпераментахъ научнаго и недагогическаго зва- ченія, нельзя не признатьвъ немъ художественной вѣрности типовъ, помогающихъ понимать людей и оцѣнять ихъ психологически. Новейшая психологія, отвергая ученіе о темпе- раментахъ, тѣмъ не менѣе признаетъ важность фи- зпчеСкаго организмавъ дѣлѣ формированія харак- тера и, вмѣсто четырехъ типовъ древнихъ, даетъ одинъ. Ученіе древнихъ о темпераментахъ новѣй- шая пспхологія сводить къ крѣпости иервичныхъ основъ души, къ ея впечатлительностии къ жи- васти воспріятій. Эти три основныхъ элемента души ноходятся непремѣнно въ каждомъ человѣкѣ и у каждаго въ своей собственной, пзвѣствой иропор- ціи. Различіе между людьми зависитъ не отъ того, чтобы въ комъ нибудь не было того или другого элемента,а только отъ силы этихъ эледентовъи отъ разной пронорціп ихъ комбинацін, дающей раз- нымъ душамъ .разный хиническій составь. Отъ чего же зависятъ то или другое состояніе основъ организма и тѣ или другія ихъ комбинаціи? Ни пспхологія, ни физіологія еще не могутъ отвѣ- тпть на этотъ воиросъ. Но изъ наблюденій пзвѣ- стно, что вліяющимп факторами на .деятельность души, на ея большую живость, впечатлительность и крѣпость, являются общее здоровье и силы орга- низма, быстрота физіологическихъ процессовъ, со- стоите нервной системы и ея впечатлительность. Общее здоровье, силы и крѣпость организма все- СОЧИНЕНІЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. гда считались необыкновенно важными агентами психической деятельности. Но это ученіе древнихъ также, какъ и ученіе о темпераментахъ, не под- тверждается практикой. Не всегда здоровый духъ былъ только въ здоровомъ тѣлѣ. Скорее можно сказать, что здоровый, сильный духъ былъ въ сла- бомъ тѣлѣ. Большинство велпкихъ людей и мысли- телей были или люди больные, или люди болезнен- ные. Многпхъ изъ нихъ нервное раздраженіе до- водило почти до мономавіи. Люди, иоражающіе насъ своей энергіеи и силой характера, бывали тоже не всегда людьмп здоровыми. Припомните .времена инквизиціи, релпгіозныхъ гоненій и процессовъ за ведовство. Сколько мужества и неустрашимости обнаружили люди слабые и больные, истерзанные и полуживые отъ мученій пытки! Ихъ энергія не падала, а росла по мере ихъ страданій, и самая сильная наиряженная энергія обнаруживалась именно, въ те моменты, когда повидимому ей не- возможно было существовать. Но если теорія «здороваго духа» и не совсемъ подтверждается практикой, то изъ этого вовсе не слѣдуетъ, чтобы слабость пли сила тѣлеснаго орга- низма не имели никакого вліянія на качество на- игахъ душевныхъ работъ. Большая или меньшая крѣпость организмаи его другія условія обнару- живаютъ неизбежное вліяніе на характеръ. Глухо- немые могутъ служить лучшимъ доказательствомъ. Или возьмите ребенка, родившагося со слабымъ зреніемъ. Даже одинъ этотъ физическій недоста- токъ можетъ повліять роковымъ образомъ на весь будущій характеръ ребенка. Слабое зрѣніе закроетъ отъ него половину природы и отнпметъотъ его души полміра. Вместо того, чтобы, пользуясь сво- пмъ органомъ зренія, жить непосредственными впе- чатленіямп, ребенку придется по необходимости со- средоточить силы своей души въ другомъ наира- вленіп. Книги могутъ сделаться его главнымъ ма- теріаломъ, и, постепенно втягиваясь въ чтеніе, онъ будетъ больше и больше уходить въ область теорети- ческаго мышлейія, сосредоточить всю свою психиче- скую деятельность въ умственной сфере, развнтіе же чувствъ пойдетъ въ немъ сравнительно медленнѣе. Общее малосиліе организма можетъ пметь другое, более пагубное вліяніе. Ребенокъ, который чув- ствуешь, что всякій изъ его товарищей сильнѣеёго, ребенокъ, который чувствуетъ, что путемъ борьбы ему ничего не достигнуть, можетъ уйти или въ хит- рость и привыкнуть думать въ мошенническомъна- правленіи, илп же развить въ себе завистливость и злость. Ребенокъ, чтобы не отстать отъ своихъ товарищей и не лишиться своихъ выгодъ, станетъ искать свою силу въ хитрости; или же, если умъ его недостаточно изворотлиьъ и ребенокъ прину- жденъ делать постоянный уступки, душу его нач- нетъ сосать зависть, а съ завистью поселитсявъ немъ озлобленіе. Сильный мальчпкъ, вероятнее всего, сложится добрымъ человеконъ; сознаніе силы научить его снпсходительностп и уступчивости, а уверенность въ томъ, что онъ могъ бы достигнуть своего, сделаешь его кроткнмъ п великодуіпнымъ. Но избытокъ силъ грозитъ и другою опасностью. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1