Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

715 СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 716 Какъ ребенокъ, слабый физически, можетъ сдѣлать- ся легко книжникомъ, такъ ребенокъ, сильный фи- зически, можетъ уйти въ активную, практическую дѣятельность и задержаться умственно. Сильный мальчикъ только потому и будетъ развиваться тупо, что избытокъ .сплъ заставить его искать пре- имущественно сильной тѣлесной деятельности. От- даваясь ей всѣми своими силами, онъ будетъ от- ставать умственно и привыкнетъ къ умственной лѣни. Вели, такимъобразомъ, различное содержаніе сплъ обнаруживаем несомнѣнное вліяніе на формиро- ваніе характера, то изъ этого вовсе не слѣдуеть, что противодействовать этому вліянію невозможно. Въ этомъ противодѣйствіи и заключается задача воспитанія. Если слабый ребенокъ можетъ сложить въ себѣ завистливый и злой характеръ, изъ этого вовсе не слѣдуетъ, что всякій слабый чел.овѣкъ долженъ быть ненремѣнно завистлинъ и золъ. Если сильный ребенокъ можетъ отстать въ умствен ноиъ развитіп, изъ этого вовсе не елѣдуетъ, что сильные люди глупы. У Демосѳена была очень слабая грудь, однако онъ пріучплся перекрикивать бушующее море. Зенонъ отличался необыкновенно тщедуін- нымъ тѣлосложеніемъ, но онъ выработалъ въ себѣ привычкой организмъ, легко переносившій бури и непогоды, холодъ, голодъ и всякія лишеаія. Эгпмъ Зенонъ сталъ главою стоиковъ. Чтобы воспитать въ ребенкѣ сильный характеръ, цѣльныі и гармо- нически, нельзя, конечно, не обращать вниманія на силу организма. Но съ тѣхъ поръ, какъ наши воспитатели и, преимущественно, наши маменьки- воспитательницы узнали о важности фпзпчеекаго воспитанія, онѣ кинулись въ чадолюбивую край- ность. Действительно, нужно создавать здоровые организмы; дѣтей нужно и кормить хорошо, и одѣ- вать соотвѣтственно; но чадолюбивая боязнь уво- дить насъ въ крайность и, вмѣсто здоровыхъ лю- дей, обществу даютъ эппкурейцевъ — слабыхъ, из- н.ѣженныхъ, избалованныхъ. Послабленіе и балов- ство растут ь, как к снѣжная лавина, и, разъ отдав- шись имъ, мы незамѣгно уйдемъ въ безповоротную крайность, изъ которой нѣтъ выхода. Другой вліяющій агентъ есть большая или мень- шая быстрота всѣхъ совершающихся въ ребенкѣ фп- зіологпческихъ процессовъ. Въ нихъ заключается псточникъ впечаглительносги и живости. Чѣмъ бы- стрѣе свершаю гея въ организмѣ фпзіологическіе процессы, чѣмъ быстрѣе возстановляются ткани тѣла, тѣмъ быстрѣе возстановляются и силы, ко- торыми располагаетъ человѣкь. Поэтому, вообще у людей, у которыхъ быстро совершаются физіо- логическіе процессы, идетъ быстро весь кругово- ротъ ихъ психической дѣятельности, и, конечно, эта быстрота не можетъ не обнаруживать еильнаго вліянія на яркость и многообразіе представленій, на глубину и продолжительность чувствъ. Быстрота возобновляюіцаго процесса не завиептъ отъ внѣшвяго здоровья и кажущейся силы. Есть дѣти слабыя, у которыхъ ппщевареніе и обмѣнъ веіцесгвъ совершается очень быстро, и есть дѣти очень крѣпкія и здоровыя, у которыхъ возстано- вленіе потраченныхъ тканей идетъ много медленнѣе Первый обнаруживают во всемъ сильную энергію, набрасываются на все всѣмъ напоромъ своихъ силъ; вторыя дѣйствують спокойно, безъ увлеченія, точ- но ими руководитъ какой-то разечетъ. Придержи- ваясь теоріп темпераментовъ, первыхъ можно бы назвать сангвиниками, вторыхъ — лимфатиками. Причина такого рпзличія заключается въ различ- ной впечатлительности нервовъ. Быстрый дѣти, дѣйствующія всѣмъ напоромъ силъ, безъ разечета и экономіи, легче оттого под- вергаются опасности односторонняго развитія. При ихъ нервности, ихъ гораздо легче сдѣлать головны- ми, книжными, теоретическими, въ ущербъ разви- тію чувствъ. Если головное развитіе такого ребен- ка вести раньше развитія его мускульной системы, то онъ весь уйдетъ въ нервность. Я имѣю случаи наблюдать подобнаго ребенка. Это ребенокъ сла- баго сложенія, вытянувшійся, такъ что товарищи прозвали его «селедкой», живой и впечатлитель- ный. Пищевые процессы и обмѣнъ веществъ совер- шаются въ немъ необыкновенно быстро, ткани воз- становляются скоро, такъ что онъ никогда не бы- ваетъ боленъ долго, а порѣзы заживаютъ у него скоро. Ребенокъ отличается большой эяергіей; но его энергія дѣйсгвуегъ короткимъ ударомъ и на близкое разстояніе. Онъ начала рано читать и учиться, и многоученіе отвлекло уже давно всѣ его силы вь мозговую дѣятельность и нарушило равно- вѣсіе души. Теперь поправлять прошлое поздно, да и невозможно потому, что всѣ. неболылія силы ре- бенка уходятъ на ученіе, и свободнаго запаса ихъ не остается. Остается ждать поры возмужалости, когда любовь заставить проснуться его спящее чув ство и дастъ ему вторую половину души; но это — будущее. Еслибы въ этомъ ребенкѣ нервы были менѣе впечатлительны и раздражительны, онъ, мо- жетъ, учился бы съ меньшей энергіей, былъ бы сред- нимъ ученикомъ, но зато въ душѣ его явилась бы гармонія; теперь же сомнительно, чтобы въ немъ сложился когда нибудь <харакгеръ». Лучшая пора для этого прошла. Привычка нерчовъ раздражать- ся извѣстнымъ образомъ уже опредѣлпла его нрав- ственную физіономію, сложила черты, установила его нравственный складъ. Подобный дѣти вовсе не рѣдкость. Изъ ихъ прп- мѣра можно видѣть, что быстрота и впечатлитель- ность, при обстоятельствахъ, неблагопріятствую- іцнхъ развитію характера, гораздо легче уходятъ въ душевную односторонность, если ученіе поглощаетъ всѣ силы и не оставляетъ свободнаго ихъ запаса. Вообще, впечатлительность — не ручательство за нормальное развитіе; напротивъ, она представляетъ большую опасность оншбокъ и порчи. Потому-то за впечатлительными дѣтг.ми долженъ быть особенно тщательный уходъ. Легче в 'его , уходятъ она въ легкомысліе. Впечатлительный ребенокъ набрасы- вается на всякую новизну, быстро переживаетъ своп ощущенія, снова набрасывается и, быстро смѣняя одно новое другимъ, постоянно заваливаеть себя цѣлой массой впечатлѣній. Ему просто неко- гда вздохнуть. Впечатлительный ребенокъ напоми-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1