Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

721 ПИСЬМА О ВОСПИТАНІИ. 722 биизона становилось ограниченвѣе, в каждое эго- истическое «я» встрѣчало болѣе и болѣе усложняв- шіяся препятствія. Какъ поступить? Какъ при- мирить свой эгопзмъ съ чужимъ эгопзмомъ, какъ помирить лицо съ лпцомъ, лицо съ обществомъ? Вопросъ этотъ явился первымъ вопросомъ созна- тельваго человѣческаго духа, и попытка его разрѣ- шенія составляетъ главную задачу мыслителей всѣхъ временъ. II въ самомъ дѣлѣ, что такое не- урядицы частной и общественной жизни? Что такое опыты тѣхъ или другихъ полптпческихъ формъ? Въ чемъ причина вѣчнаго личнаго недовольства, народныхъ волненій, ввутреннихъ и внѣшнихъ войнъ? Все это — неразрѣшеннып вопросъ объ отно- шеніп лица къ обществу; все это — борьба личности, стремящейся къ свободной дѣятельностп, съ огра- ничивающимъ ее стремленіемъ другой личности къ тому же. Только въ свободной, нестѣсненной дѣя- тельности человѣкъ находитъ свое счастье; только къ этому счастью онъ и стремится, борется изъ-за него, изъ-за него идетъ на смерть. Должно быть, это благо дорого для человѣка, если безъ него онъ -не хочетъ жить. Если человѣкъ за свободу отдаетъ свою жизнь— значитъ, кто нпбудь лишаетъ его этого блага; значитъ, самъ человѣкъ мѣшаетъ другому жить и самъ же внѣдряется въ чужую жизнь. Какъ же устроиться, чтобы не мѣшать другому, и какого начала слѣдуетъ держаться, чтобы быть счастлп- вымъ? Древннхъ мыслителей мучили эти вопросы; но они ихъ не разрѣишлп; они оставили намъ двѣ теоріи, которыхъ и до сихъ иоръ держится человѣ- чество. Стоики руководящимъ основаніемъ для по- веденія признавали мудрость; эпикурейцы — на- слажленіе. По ученію Эпикура, высшая нравственность за- ключалась въ поведеніи, доставлявшемъ высшее насдажденіе, а высшимъ наслажденіемъ онъ счп- талъ добродѣтель. Эпикуръ ставилъ нравственное наслажденіе выше физическаго и самъ, дѣйстви- тельно, могъ служить образомъ умѣренности и нравственности. Но гдѣ же граница между высшимъ и нпзшимъ, и почему духовное наслажденіе слѣ- дуетъ предпочитать физическому? Если мы прп- мемъ за основаніе своего поведенія наслажденіе, то для насъ все равно, чѣмъ наслаждаться. Почему душу сдѣдуетъ предпочесть тѣлу, и почему быть добродѣтельнымъ нріятнѣе, чѣмъ быть недобродѣ- тельнымъ? Наконецъ, гдѣ граница между душой и тѣломъ, и можно ли доказать, что существуютъ чисто-матеріальныя и чисто-духовныя наслажде- нія? Если каждый человѣкъ есть независимый, само- стоятельный пспхическій аппаратъ, и если руко- водящпмъ началомъ каждаго будетъ служить на- слажденіе, то, очевидно, что общій принцииъ псчез- нетъ, — каждый будетъ жить и насланідаться по своему, дѣлая только то, что ему пріятно. Почему бы мнѣ не лѣннться, если это мнѣ пріятно; почему мнѣ не покушаться на чуясую свободу, на чужой трудъ, если я этимъ путемъ покупаю возможность наслаждевія? Каждый будетъ гнаться только за тѣмъ, чтобы увеличивать массу своихъ личныхъ наслажденій, нисколько не думая о томъ, что онъ заставляетъ страдать другого. Эта теорія — теорія борьбы и вражды, теорія поглощевія одного чело- вѣка другпмъ. Самъ Эпикуръ, конечно, нашелъ границы; но онъ нашелъ ихъ только для себя и только потому, что былъ благородный и честный человѣкъ. Но если человѣкъ, подъ давленіемъ эпи- курейскаго принципа, будетъ развиваться не подъ такимп условіямн, если жизнь не залоягптъ въ него добродѣѵіелъныхъ стремлен] й? И что та- кое добродѣтель, если недобродѣтель можетъ быть пріятнѣе? Вопросъ о добродѣтели отодвигается, очевидно, на второй планъ и становится даже спор- нымъ вопросомъ. А если человѣку представляется нѣсколько наслажденій — какое пзъ нихъ выбрать? По какимъ признакамъ определить, что одно выше п благороднѣе другого, какому отдать предпочте- те? Эпикуръ говорить, что мудрый человѣкъ изби- раете наслажденія продолжительныя. Но почему продолжительное наслаждевіе слѣдуетъ предпо- честь короткому и сильному? Если я — страстный, энергическій человѣкъ, почему мнѣ не пережить жизнп короткпмъ спльнымъ ударомъ, почему я дол- женъ растягивать наслажденія, поглощая ихъ ка- пля за каплей, вмѣсто того, чтобы прожить бурно, страстно и быстро? Въ этой теоріп есть еще болѣе роковая и опасная для насъ поворотная точка. Если человѣкъ дол- женъ стремиться къ наслажденію, то, очевидно, что каждая невозможность достиженія должна по- рождать страданіе. Чѣмъ человѣкъ энергичнѣй и спльнѣй накидывается на наслажденія, и чѣмъ больше разнообразіе его стремленій, тѣмъ, конеч- но, онъ чаще долженъ встрѣчать неудовлетвореніе и чаще быть несчастнымъ. Слѣдовательно, теорія счастья приводить къ несчастью, и человѣкъ бу- дете тѣмъ несчастнѣе, чѣмъ онъ хочетъ быть бо- лѣе счастдивымъ. Эпикуръ впдѣлъ это противорѣ- чіе и потому совѣтовалъ ограничивать свои по- требности. Но гдѣ же предѣлъ этого огранпченія, п не уводите ли оно, наконецъ, въ противополож- ное ученіе — въ ученіе стоиковъ? Стоики проповѣдывали нетерпимость наслажде- нія и въ этомъ видѣли начало мудрости. Они про- повѣдывали презрѣніе къ наслажденіямъ и фана- тически-враждебно относились ко всѣмъ удоволь- ствіямъ. Но если мудрость — въ лпшеніяхъ и огра- нпченіяхъ, то гдѣ же имъ предѣлъ, и кто самый мудрѣйшій? Теорія стоиковъ приводите прямо къ аскетизму, къ умерщвленію плоти, къ самобиче- ванію. И почему стоикъ видѣлъ мудрость въ огра- нпченіи своихъ потребностей и такую мудрость ставилъ выше всего? Конечно, только потому, что въ ограниченіи своихъ потребностей онъ испыты- валъ такія же наслажденія, какія испытывалъ эпикуреецъ въ полномъ удовлетвореніи всѣхъ же- лаю й. Стоикъ хотѣлъ протпворѣчить эпикурейцу и противъ его физическихъ наслаждевій выставилъ свою мудрость. Но развѣ онъ не наслаждался своей мудростью, развѣ онъ въ сущностп отличался чѣмъ нибудь отъ Эпикура, который тоже ставилъ душу выше тѣла?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1