Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

737 ПИСЬМА О в О С U И Т А Н I И. 738 правлена именно на то, чтобы отстранить отъ ре- бенка все, что мѣшаетъ его дѣтскому благополу- чію. Мало того, что ребенокъ не знаетъ отказовъ, но его окружаетъ еще цѣлая сѣть безгласныхъ по- ощрены!, постоянно ему льстящихъ. Въ каждомъ взглядѣ матери ребенокъ читаетъ одобреніе. на каждомъ шагу онъ чувствуегь, что онъ — первый, единственный человѣкъ, — центръ семьи, около ко- тораго все вращается, и которому все служить. И незамѣтно, шагъ за шагомъ, ребенокъ растетъ въ исключительномъ чувствѣ первенства, внѣ нренят- ствій, противорѣчій и помѣхъ и выростаетъ не- счастным;. «первымъ» чрловѣкомъ, съ дряблымъ характеромъ, съ отсутствіемъ всякой сдерживающей дисциплины, неснособнымъ на борьбу съ жизнью. Если первый «человѣкъ» наконецъ найдетъ свое мѣсто между людьми, то путеиъ многихъ и многпхъ страданій. Испытайте борьбу съ дѣтьми, испорченными ма- терями, п только тогда вы узнаете, что значить первое вліяніе. Ребенка, выросшаго до 10 пли 12 лѣтъ подъ портящнмъ вліяніемъ матери, вы уже не исправите никакой личной борьбой. Ассоціацін извѣстныхъ представленій сплелись уже такъ твер- до въ его нонятяіхъ, а ассоціаціи по чувствамъ ушлп такъ далеко въ направленін своекорыстія, что всякое единоличное вліяніе должно отказаться отъ борьбы, и благопріятную реакцію остается пре- доставить времени. Что же значить время? Иримѣръ товарищей п пора возмужалости. Пора возмужалости, раскры- вая сердце юноши для любви, расплавляетъ ту твердую кору души, въ которую заключило ее своекорыстное домашнее воспитаніе. До сихъ поръ юноша жилъ въ мірѣ, точно Робнвзонъ на необп- таемомъ островѣ. не подозрѣвая, что есть другіе люди, и привыкши впдѣть только одного себя. По- любивъ, онъ внезапно подлѣ своего «я» увидѣлъ другое «я», о существовали котораго не подозрѣ- валъ; любовь пробила въ его сердцѣ брешь, брешь, въ которую теперь и проникнуть первыя чувства къ другпмъ людянъ и любовь къ человѣчеству. Вотъ почему пора первой любви— такая важная воспитательная пора въ жизни юноши. Но рядомъ съ чувствомъ идетъ и мысль. Жившая до сихъ поръ изолированно, она теперь въ фак- тахъ п явленіяхъ внѣшией жизни встрѣчаетъ но- вый, невиданный матеріалъ, какой ей никогда не представлялся подъ восшітательнымъ вліяніемъ матери и семьи. Въ эту пору юношескпхъ увлече- ній общество мыслящихъ товарищей производить полный переломъ въ міровоззрѣніи; это моментъ той новой работы, когда душа юноши, выкидывая за бортъ все ненужное и лишнее, выплетаетъ новую сѣть гуманныхъ иредставленій, какой бы она ни- когда не сплела въ своей первой обстановкѣ. Вліяніе товарищей подчиняется, конечно, толсе общему ходу внѣшней жизни и не во всѣ эпохи бы- ваетъ одинаково. Внѣшній, общественный релшмъ молсетъ иногда болѣе благопріятствовать востор- женному настроенію молодеяш, а можетъ его и сдер- живать. Но мы говоримъ не объ этомъ. Мы хо- тимъ сказать, что только общество товарищем мо- жетъ освободить юношу отъ ошибокъ эгоистичнаго міровоззрѣнія и помочь ему въ новомъ направле- нны Ужъ одна разница лѣтъ мѣшаетъ дѣтямъ найти подобное духовное общеніе со своими родителями. Для общенія требуются одинаковая свѣжесгь силъ, одинаковый размѣръ непонпманія, одинаковый раз- мѣръ стремленій и, наконецъ, извѣстное много- людство, т. е. полная солидарность во всемъ, которую юноша найдетъ только между однолѣт- ками. Вотъ почему семья никогда не можетъ замѣ- нить товарищей, и вотъ почему родители, устра- няющіе свопхъ дѣтеп отъ знакомства съ товари- щами, дѣлаютъ весьма важную воспитательную ошибку. Мы знаемъ дѣтей, ученпковъ 4 го и 5-го классовъ гпмназіи, которымъ совершенно непз- вѣстно чувство товарищества, и у крторыхъ нѣтъ друзей. Намъ случалось слышать, какъ родители дѣлали замѣчаніе за это свопмъ дѣтямъ. но развѣ дѣти впноваты въ томъ, что ихъ- воспитали та- кими сами лее ихъ родители! Книги — вотъ тоть главный источнпкъ, изъ ко- тораго молодежь черпаегь содержаніе для своихъ новыхъ ассоціацій представленій, которыми она провѣряетъ окружающую ее жизнь. Поэтому обы- денная воспитательная практика совершенно права, видя въ книгахъ первое основаніе для развитія ума и чувства. Книга, дѣйствптельно. то наслѣ- діе вѣковъ, въ которомъ выразилась память чело- вѣчества. Ни въ одностороннемъ, ограниченномъ неправленіп семьи, ни въ обществѣ пытливыхъ и стремящихся къ развитію товарищей вы не най- дете того, что дадутъ вамъ великіе писатели. Только книги могутъ разрѣшить сомнѣнія пытли- ваго молодого ума, и только онѣ дадутъ отвѣты на вопросы, которые мучатъ безспльный молодой умъ. Но обиходная практика жестоко ошибается, если всякому чтенію она придаетъ воспитательное зва- ченіе. И къ сожалѣнію, мы на каждомъ шагу встрѣ чаемъ подобную ошибку. Только счастливо одарен- нымъ личностямъ не мѣшаетъ безпорядочпое чте- ніе, потому что ихъ пытливая и впечатлительная душа въ каждой книгѣ можетъ найти то, чего пщетъ. Но не думайте, что подобный ребенокъ или юноша читаетъ всякую книгу. Безпорядочность его чте- нія заключается только въ томъ, что онъ читаетъ безъ системы. Но все, что онъ читаетъ, восприни- мается сильно и оставляетъ въ его душѣ глубокіе слѣды. Счастливо одаренный, пытливый умъ только трудится больше, но усвоенный безъ порядка ма- теріалъ онъ всетакп приводить въ порядокъ п вы- плетаетъ изъ него полную, законченную сѣть. Ta- nia счастливыя личности — не правила, а псключенія. Большинству ихъ работа не подъ силу и потому производить въ ннхъ сумбуръ іЬнятін п залагаетъ обрывки многообразныхъ незаконченныхъ пред- ставленій, которыхъ слабый умъ никогда не свя- жетъ въ одно общее единство. Родители, желая прі- учить своихъ дѣтей къ чтенію, даютъ имъ, обык- новенно, занимателъныя книжки — безконечнаго Майнъ-Рида и другое подобное чтеніе. Дѣтскся память усваиваетъ, дѣйствительно, множество фак-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1