Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

747 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕ НИ О - И ЕДА ГОГ И Ч Е С К I Я. 748 дѣть гражданскимъ мужествомъ и никогда но вы- ставиыъ людей съ спльнымъ характером!,. Изъ твердаго развнтія мысли вытекаютъ и вс„ѣ остальныя благородныя качества, рекомендуемый моралистами, и особенно ими рекомендуемые само- обладаніе, правдивость и долгъ. Самообладаніе больше ничего, какъ вѣрное знаніе своей собствен- н ій мѣры. Люди, воспитанные въ эгоценгрирова- нін, вч, нривычкѣ считать себя иными и выскаки- вать изъ себя, не отличаются самообладаиіемъ по- тому, что только себя считаютъ непогрѣшимыми и въ другомъ не хотятъ видѣть того же человѣка. Воспитывайте ребенка въ понятіяхъ и прнвычкахъ равенства — и вы создадите человѣка съ самообла- даніемъ. Нутемъ моральныхъ внушеній подобный почятія трудно усваиваются дЬтьми и легче всего они создаются простымъ пріученіемъ дѣтей сдер- живать своп порывы. При обыкновенномъ нашемъ домашнсмъ воспи- таніи старшія дѣти, особенно мальчики, являются, большею частью, мучителями и деспотами по отно- шенію къ дѣтямъ младшимъ. Вѣчное верховое от- ношеніе создаетъ привычки умничанья и заносчи- вости, и такимъ образомъ обыкновенная семья пор- титъ дѣтей съ ихъ ранняго возраста и нріучаетъ не къ мѣрѣ, а, наиротпвъ, къ преувеличенному мнѣнію о свонхъ енлахь. Правдивость точно также неразлучна съ гармо- нпческииъ развитіемъ чувства и мысли. Если въ человѣкѣ сформировался цѣльный характеръ, то его слово никогда не разойдется съ его поведе- піемъ, а въ этомъ только и заключается сущность правдивости. Только поэтому наименьшей правди- востью отличаются такъ-называемые либералисты. Они должны вѣчно колебаться и поддѣлываться подъ другихъ, потому что у ннхъ нѣтъ своего. Правдивость вовсе не мужество, и, чтобы быть правдивыми,, не нужно быть героемъ. Выработайте себе убѣжденіе, и вы не станетеговорить «нѣтъ», когда «да», и «да», когда «нѣтъ». Лживость воспитывается нерѣдко въ насъ лож- ными, пониманісмъ нашихъ отиошеній къ людямъ. Воспитываясь въ прнвычкахъ себялюбія и эгоизма, мы хотимъ казаться лучше, чѣмъ мы есть, и отсюда та путаница велпкосвѣтскости, которая, иодъ при- влекательною формою манеръ и изящества, скры- ваетъ самый грубый ^гонзмъ. Измельчавшійся че- ловѣкъ, поглощенный только собою, скрываетъ свои настоящія миѣнія и, изолгавшись до послѣд- ней степени, даже гордится своими, іезуитизяомъ, искусствомъ говорить двусмысленно и обманывать безъ цѣлн и нужды всякаго встрѣчнаго и попереч- наго. Мы не отрицаемъ того, что съ теперешними людьми, воспитанными въ мелочномъ эгоизмѣ и преувеличенномъ воззрѣніп насвоп силы, и оттого самолюбивыми, раздражительными и не вынося- щими возраженій, рѣзкая правда не можетъ быть особенно ценной монетой. Но справедливосказалъ одинъ англичанина,, что ему гораздо чаще прихо- дилось жалѣть о томъ, что онъ молчалъ, чѣмъ о томъ, что онъ говорилъ. Безчестный и узкій вели- косвѣтскій іезуитизаъ и привычки себялюбія уби- ваютъ наконецъвсякую способность возмущаться личными и общественными подлостями и мерзостями, и мы съ раболепной улыбкой готовы жать руку всякому негодяю, который сильнѣе насъ, или отъ котораго мы ждемъ подачки. Это рабство души есть остатокъ того рабства понятій и отсугствія идеи равноправности и равнаго человѣческаго до- стоинства, додуматься до котораго русской мысли еще не удалось самостоятельно. Мы знаемъ, что теоретическое пониманіе оши- бокъ воспитанія еще не двинетъ насъслишкомъ вне- редъ. Мы знаемъ, что, можетъ быть, пройдуть вѣка, прежде чѣмъ воспитаніе сдѣлаетъ изъ каждаго че- ловека то, чго бы хотѣла сдѣлать изъ него и не- довольная существующимъ теорія, и недовольная собою практика. Чѣмъ пристальнѣе. всматриваешься въ вопросъ воспитанія, тѣмъ видишь яснѣе всю необъятную трудность его задачи. Память человѣ- чества собрала громадную массу фактовъ, сотни тысячъ лѣтъ прошли съ появленія перваго чело- века на землѣ, и что же мы видпмъ? Громадную массу человѣчества, подавленную убожествомъ умственнымъ и матеріальнымъ, безеильную связать факты пдеей и потому безпомощную въ своей жизни, и надъ этой массой — ничтожное меньшинство интеллектуальныхъ представителей, почти на- столько же безеильяыхъ и справедливо обозван- ныхъ «собирательной посредственностью». Исторія въ томъ виде, какъ она свершаласьдо сихъ поръ, была безеознательной борьбой личности съ обшествомъ, въ которой личностине удалось еще завоевать себеместа. Поглощенная нреслѣдо- ваиіемъ своихъ отде.ньныхъ интересовъ, личность была тѣмъ болѣе несчастною, чемъ она труднее находила свою связь съ обіцествомъ. Въ последо- вательном!, ряду развптія наукъ — наука, изучаю- щая человѣческую душу, явилась только самой последней, да и до сихъ доръ она еще не слоясп- лась вполне въ законченное знаніе. А пока эта наука не станетътвердо на свои ноги, пока она не дастъ намъ законовъ человѣческой души, и пока мы, люди образованные, не усвониъ ея основаній, нечего ожидать, чтобы наше общественное и част- ное воспптаніе давало обществу и жизни такпхъ людей, которые сумели бы сдѣлать счастливыми сампхъ себя и знать, что нужно для счастія другихъ. Мы стоимъ только въ начале того періода мысли, когда человекъ становится предметомъ наблюде- нія, и быстротачеловеческаго прогресса будетъ за- висеть исключительно отъ того, насколько быстро пойдетъ это изученіе. По отношенію къ русскому обществу нужно желать, чтобы распространялись пспхологическія знанія, а пока психологія пе сде- лается у насъ такимъ же обыденнымъ знаніемъ, какъ географія и ариѳметика, намъ не следуетъ удивляться и слишкомънегодовать на то, что наша общественная и частнаяжизнь представляетъано- маліи, и что человекъ не существуетъ для насъ. какъ предметъ мышленія. Научите детей думать въ паправленін «человека» и вы создадите иныхъ людей, иное общество, иную жизнь. Формула безоши- бочнаго воспитанія только въ словѣ «человѣкъ»...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1