Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

LXXIX LXXX винность и дѣвствѳнную чистоту и полагаю, что первое сближеніе супруговъ, которое, по поему физическому и нравственному устрой- ству, никогда не можетъ лишить меня созна- нья н отуманить совершенно мою голову, испу- гаетъ меня; мнѣ кажется, что это сближе- ніе оскорбитъ нѣкоторымъ образомъ женщи- ну, не въ ея собственныхъ понятіяхъ, а во взглядѣ на нее мужчины, который видитъ въ ней не женщину-человѣка, а жешцину- ангела; матеріальное сближеніе прямо гово- ритъ: это женщина-плоть, а не женщина- духъ, а я ищу духа, а не плоти. Что дѣлать мнѣ? Какъ согласить свои понятія съ зако- номъ? А между тѣмъ не забудьте борьбы духа и плоти, которую мнѣ придется испы- тывать постоянно. Не надобно быть проро- комъ, чтобы угадать, что плоть восторже- ствуетъ надъ духомъ. и тогда... что тогда? И тогда нужно понимать непремѣнно, что связь супруговъ выражается хотя и въ ма- теріальномъ ихъ сближеніи, однако духов- ность есть начало, причина и вина всего, — нужно понимать, что не дѵхъ живетъ для плоти, а плоть для духа, — и сближеніе супру- говъ совершается не для ихъ лица, а для выполненія закона божескаго, слѣдовательно, для цѣли болѣе высшей, чѣмъ обыкновенное бѳзсознательное сближеніе многихъ людей и всѣхъ животныхъ. JI — а, я не извиняюсь передъ вами за сегодняшнін журналъ, по- тому что я пишу къ вамъ не какъ къ Л — ѣ- дѣвственницѣ, а какъ къ Л — ѣ-женѣ. Вамъ должны быть извѣстны мои взгляды на бракъ, цѣль котораго заключается въ высо- кой обязанности человѣка произвести себѣ подобнаго и сдѣлать его достойнымъ имени человѣка, существа духовно-разумнаго». Мотивъ этотъ еще повторяется въ «журда- лахъ»; очевидно, этотъ щекотливый пунктъ очень мучилъ юнаго Шелгунова. Сквозь наивно-доктринерскій тонъ и запутанную, неумѣлую аргументацію изъ этихъ строкъ смотритъ на васъ такая чистая , душа, съ которою очень полезно познакомиться всѣмъ, смущеннымъ «Ерейцеровой сонатой». Въ са- момъ дѣлѣ, здѣсь есть какъ будто нѣчто общее съ рѣчами Цозднышева,— то яіе опас- ливо-брезгливое отношеніе къ плотской люб- ви. Но какая, вмѣстѣ съ тѣмъ, огромная, иеизмѣримая разница! Начать съ того, что ІІозднышевъ есть, но его собственному со- знание, развратникъ, многое въ жизни испы- тавшій и никогда ничего, кромѣ чисто-жи- вотнаго влечѳнія, къ своей женѣ не питан- ный. Онъ опомнился только послѣ страшной катастрофы и, можетъ быть, уже на склонѣ лѣтъ, когда въ немъ уя:е совсѣмъ потухъ огонь животной страсти и когда ему, зна- читъ, было очень легко превратиться въ того (liable qui preche la morale. А еще хвалится, ■что добрался до высшей моральной исти- ны! Въ сущности, онъ съ высоты этой мо- ральной истины дѣлаетъ то же самое, что дѣлаетъ человѣкъ, отказывающійся отъ на- елѣдства, на которомъ лежать долги, въ сум- мѣ превышающіе цѣнность самого наслѣд- ства, — не особенно великодушный поступокъ. А между тѣмъ, обжегшись на своемъ мо- локѣ, Позднышевъ дуетъ и на чужую воду,- — обвиняетъ все человѣчество поголовно въ развратѣ, а природу — въ неестественности, и не находить лучшаго выхода, какъ уни- чтоженіе человѣческаго рода... Въ другомъ мѣстѣ мнѣ пришлось говорить о томъ, что хотя въ фактическихъ показаніязіъ ГІозд- нышева много горькой правды, но, во пер- выхъ, это не полная правда, а во вторыхъ, изъ нея слѣдуютъ совсѣмъ не тѣ выводы, которые дѣлаетъ Позднышевъ. И вотъ подтверясденіе. Шелгуновъ, еще молодой офицеръ, недавно разставшійся со школьной скамьей, притомъ страстно влюбленный въ своюневѣсту, умѣетъ же подчинить свою физику своей психикѣ и, отнюдь не проклиная животнаго инстинкта, одухотворить его. Я не говорю, разумѣется, чтобы это было очень обыкновенное явленіе. Напротивъ, условія нашей яшзни вообще и нашего школьнаго воспитанія въ особенно- сти дѣлаютъ его рѣдкостыо. Но если фактъ существованія немногихъ праведниковъ могъ повести къ спасенію цѣлаго грѣшнаго го- рода, то хотя бы и немногіе факты того разряда, къ которому относится приведенное письмо Шелгунова, могутъ, по крайней мѣ- рѣ, оградить человѣческую природу отъ ху- лы, въ особенности отъ хулы сб стороны пре- сыщенныхъ развратниковъ, вродѣ Поздны- шева. Неправда, что человѣкъ есть безна- дежное яшвотное, которому только и остается, что освободить лицо земли отъ своего нозор- наго существованія. Возможны пышные и яркіе психологическіе цвѣТы на стеблѣ, вы- росшомъ изъ физіологическихъ корней. Не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1