Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

IB ЕВРОПЕ ЙСКІЙ 3 АН ІД Ъ. 14 основной хрпстіанской идеи, слишкомъ возвышен- ной, чтобы люди среднихъ вѣковъ могли ее усвоить во всей чистотѣ. Если чисто-хрисгіанская идея и могла разсчптывать на фанатпзмъ, то иа фана- тизмъ такой исключительный, на способность къ такому самоотверженно и къ такой любви къ ближ- нему, который могли составлять только самое рѣд- кое псключеніе. И пока христіанская пропаганда вращалась въ низшихъ слояхъ простыхъ и бѣд- ныхъ людей, хрисгіанская идея сохраняла въ чпстотѣ своп характеръ высокой гуманности, любви и личной свободы. Совсѣмъ инымъ становитсяэга пдея, когда она воплощается въ римско-католи- ческую церковь. Эго уже не свободная нроповѣдь любви, братства и общаго житія, — это уже юри- дическое учрежденіе съ вполнѣ организованными средствами классическаго рпмско-государственнаго величія п съ чисто-гражданскими поползновеніями на теократическое владычество. Церковь эта бо- рется съ императорствомь за преобладаніе; она создаетъ себѣ цѣлую несокрушимую армію покор- наго, вполнѣ дисциплинированна™ и завнсимаго монашества п пользуется страшнымъ средствомь отлученія и проклятія. Она пользуется невѣже- сгвомъ массъ. пхъ старыми языческими суевѣ- ріями, превращая ихъ въ новѣйшее суевѣріе, и подъ маской христіанскаго смпренномудрія и всепро- щающей благости вноситъ повсюду мечъ и разруше- ніе, льетъ потоки крови, подавляетъ нравственную свободу, связываетъ мысль, оскорбляетъ чувство. Не сразу обнаружилось подобное противорѣчіе и несогласіе двухъ противоположныхъ идей— древне- класспческой и новой христианской, который хотѣла примирить въ себѣ католическаяцерковь. Тѣиъ не менѣе оно всетаки обнаруяшлось п сказалось. Новые христіанскіе народы, а особенно гер- манцы, вступили въ христианство съ чисто-ре- альныыъ міровоззрѣніемъ, и, если они крестились такъ скоро, то. конечно, благодаря больше душе- спасительной энергіи Карла Великаго, дѣйство- вавшаго, какъ Добрыия въ Новгородѣ. Карлъ Ве- лпкіи вёлѣлъ разъ изрубить пять тысячъ са- ксонцевъ за то, что они не слишкомъ торопились креститься и признать его императорскую власть. Обѣщанія выгодъ, подарки и лукавая ревность проповѣдниковъ, не говоря про крещеніе мечомъ, много способствовали иревращенію Германіп язы- ческой въ Германію католическую. Но Германія языческая, перемѣнивъ названіе вещей, сохранила о нихъ свое языческое представленіе. Ея простынь, непзнѣженнымъ сѣверныыъ людямъ, чуждымъ рим- ской цивилизаціп, были чужды и психическія страданія навшаго Рима. Германцы и славяне еще не совсѣмъ забыли, какъ они жили въ сво- пхъ лѣсахъ, какъ они творили свой народный присяжный судъ, какъ они пользовались своимъ выборнымъ началомъ, какъ ихъ никто тогда не жегъ на кострахъ, не пыгалъ пытками въ за- стѣнкахъ и не воспитывалъ въ нихъ политиче- скихъ и религіозныхъ понятій впсѣлицей и коле- сомъ. Къ этому присоединилось ещё и то, что католи- ческое смиреннояудріе и десятинавъ пользу церквп проповѣдывалпсь монахамисъ неизмѣримо бблышшъ усердіемъ, чЬмъ еваягеліе, чго, благодаря воин- скимъ потреб ностямъ свѣтской власти п душеспа- сительной корысти монаховъ, число свободныхъ лю- дей уменьшалось, а количество земель, принадле- жащихъ монастырями, духовными и сзѣтскимъ пра- вителямъ, увеличивалось. Эга обидная практика никакъне примирялась въ понятіяхъ простыхъ лю- дей съ хрпстіанскпмъ идеалпзмомъ, который пропо- вѣдывался съ каѳедрь католическими монахами. О католицизмѣ, какъ объ умершей передовой идеѣ, особенно распространяться, невидимому бы, и не нужно. Но, во первыхъ, католицизмъ— да- леко еще не окончательно сломленный врагъ, что показали еще недавно Франція и Германія; а во вторыхъ, въ католпцпзмѣ есть много сторонъ, имѣющихъ общій исторпческій ингересъи не для однихъ католиковъ. Католицизмъ есть конгломе- ратъ понятій и идей, которым ь только и объ- ясняется современный разбродъ европейскихъ поли- тических!» понятій. Первая исходная точка ка- толицизмаесть христианская пдея любви, братства и равенства, кодексом ь которыхъ являются еван- геліе и библія. Затѣмь въ католицизмъвходитъ нистическій элементъ Востока, протпвополагающій свой идеализмъ классическому матеріализму. Далѣе, съ сѣвера, отъ ліісовъ Германіп, входятъ идеи народовъ германскаго и славя нскаго корня, ко- торые уже имѣлп свопхъ боговъ, своп вѣрованія п суевѣрія, свои свободный учрежденія, непо- хожія на римскія, и свою грубую культуру, не- похожую на греко-римскую цивплнзацію. Нако- нецъ, пзъ Рима, вмѣсгѣ съ его головной обра- зованностью, съ его софистикой и схоластикой, съ его привычкой къ внѣшаимь логическимипо- строеніямь, вносятся логически-законченноерим- ское право п идеи классическаго государства. Каж- дый изъ этихъ элементовъ есть противорЬчіе одинъ другому, и, между тѣмъ, каждымъ изъ нихъ пользо- вался н пользуется до сихъ поръ католицизмъ. УІІІ. Со времени перваго христианстваи органпзаціи классическп-католическаго европсйскаго государ- ства прошелъ цѣлый ряцъ вѣковъ, и все это время ознаменовалось рядомъ протестовъ, которые, какую бы они ни принимали форму, имѣли по- стоянно одну общественную сущность. Хрпстіан- скій принципъ искалъ своей общественной фор- мулы. Эго псканіе обнаружилось п въ альби- гойскпхъ войнахъ въ войнѣ гусптовъ, въ ученіп Виклефа, въ реформаціи, великомъ авантюризиѣ конца ХУ-го столѣтія, — авантюризмѣ, какъ бы недовольномъ Европой и пскавшемъ болѣе сча- стлива™ уголка на земномъ шарѣ. И такой уго- локъ нашелся въ Аііерпкѣ. Небольшая кучка су- ровыхъ пуританъ, отстапвавгаихъ свободу совѣсти, переплыла океанъ и поселилась въ нѣсколышхъ деревняхъ, въ которыхъ они устроили по своему вкусу порядокь управленія, народную школу, свободную церковь и положили основаніе госу- 4 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1