Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

2В СТАТЬИ И. СТОРИЧЕСКІЯ. 24 досрединѣ, чтобы помѣшать имъ ѣсть муку, которую бы имъ удалось собрать руками изъ-подъ камней. Такое жалкое содержаніе, усиленный трудъ, жестокія наказанія порождалимежду рабами мно- жество болѣзней. Въ древности были частыя эпи- демін, поражавшія исключительно классъ рабовъ. Отъ больныхъ и безспльныхъ рабовъ старались обыкновенно избавиться всѣмп средствами. Ихъ или продавали за безцѣнокъ, выѣстѣ съ какпмъ нибудь старымъ хламомь, или, что еще скорѣе, бросали на произволъ судьбы. Такь, въ Римѣ на Тибрѣ находится пустынный, заброшенный островъ, прозванный въ насмѣшку островонъ Эскулапа. На этогь-то островъ отвозили больныхъ рабовъ, возла- гая пзлеченіе ихъ на бога медицины. Рабовъ, умершихъ дома, у своихъгосподь, бросали просто въ ровъ вмѣстѣ съ павшимиживотными. Также послѣдовательны были римляне и въ своей спстемѣ наказаній. Въ рабѣ предполагалось существо иное, чѣмъ свободный гражданинъ, — существо болѣе грубой и нечувствительной плоти, а потому и наказанія для рабовъ должны были быть гораздо сильнѣе и суровѣе. Рабовъ распи- нали на креетѣ, рвали имъ мясо и оставляли ихъ умирать въ страшной и продолжительной агоніи, или мололи впновнаго въ мельнпчпыхъжерновахъ, или облѣплялп голову смолой и сдирали сразу консу съ черепа; обрубали постепенно но_съ, губы, уши, руки, ноги или подвѣшивалп голаго на че- тырехъ желѣзныхъ цѣпяхъ, оставляя на съѣденіе хнщныхъ птицъ. Логика римскаго нрава встрѣтила, однако, ма- ленькое загрудненіе, когда придуманная Римомъ гипотеза столкнулась съ общимъ физіологпческимъ закономъ. Прпложеніе на практикѣ аристотелева правила — для раба не должно быть покоя, пли правила Катона — рабъ или спитъ, или работаетъ, при той системѣ обращенія и наказаній, какія придумалъ Римъ, могло возбудить вь рабахъ только чувство непріятнаго, и чѣмъ рабъ быль грубѣе, тѣмъ тяжелѣе работа и суровѣе взысканія, тѣмъ и чувство ненріятнаго должно было выражаться въ формѣ болѣе грубой и жестокой. Рабъ ровно настолько же озлоблялся , на своего господина, на- сколько тотъ мучплъ его. И нельзя сказать, чтобы рпмляне не знали совершенно этого. У нвхъ была поговорка — сколько рабовъ, столько вра- говъ. Зная по опыту, нзъ отдѣльныхъ случаевь мести и возстаній массами,что каждый рабъ есть врагъ своего господина, римляне думали убить это чувство страхомъ. Вь случаѣ убійства госпо- дина рабомъ подвергались смерти вей рабы — мужчины, женщины, дѣти, живініе съ господиномъ подъ одной крышей. Кромѣ этой солидарной от- вѣтственностп, отъ рабовъ требовалось то, чего по логпкѣ римскаго права отъ нпхъ никак ь бы не слѣдовало требовать. Чего могъ ожидать, на- примѣръ, Поліонъ, любпмецъ Августа, который за разбитую вазу велѣ.ть бросить раба въ садокъ съ муренами, пли самъ Августъ, велѣвшій распять на мачтѣ своего управляющаго, убившаго п съѣвшаго его перепелку? Спцилійское возстаніе и возстаніе Спартака по- казали, къ чему можетъ привести подобная си- стема. Но урокъ запоздалъ, и спасти государствен- ный учрежденія было невозможно, ибо на Римъ уже наступали сѣверные варвары. Разумѣется, еслибы римляне знали, что рабство погубить ихъ, — у яихъ бы не было рабства. Но римлянамъ нельзя было пзбѣгнуть его, какъ нельзя ребенку понять свойство огня, пока онъ не обожжется. Вначалѣ Римъ, имѣвшій дѣла только съ бѣд- ными и неразвитыми народами, какъ латпнцы, самниты, вольекп, отличался весьма строгой и умѣренной жизнью. Причина этой умѣренностп заключалась въ томъ, что не было никакихъ по- водовъ быть неумѣренными. Но когда рпмляне, покоривъ сосѣдей и ие встрѣчая враговъ, спо- собяыхъ устоять протпвъ нихъ, когда они, на- грабивъ богатства болѣе развитыхъ народовъ, должны были пріостановиться въ своихъ нобѣдахъ, потому что. побѣждать было некого, когда, увп- дѣвъ, какъ зкивутъ другіе народы, они нашли ихъ порядокъ и удовольствія выше своихъ; — на- грабленный богатства и трудъ рабовъ дали имъ возмояшость развить въ себѣ страсть къ насла- жденіямъ. Въ теченіе 12 лѣтъ, между возвращені- емъ Сципіона и кондомъ войны съ Антіохомъ, военная контрибуция съ побѣжденныхъ народовъ составляла болѣе 150 милліоновъ рублей. Римляне грабили побѣжденныхъ иепріятелей на чистоту, такъ что ими былъ взятъ даже гардеробъ Антіоха, его столы и буфеты. Быстрый наплывъ золота, серебра, разныхъ драгоцѣнносгей и знакомство съ обычаями болѣе утонченными скоро пзмѣнили суровые нравы рим- лянъ. И съ этихъ поръ Римъ начинаетъпоражать роскошью своей жизни и громадными ’расходами на обыкновенный повседневный потребности.Ни одинъ народъ не шелъ такъ далеко въ роскоши жилищъ, одежды, ваутренняго убранства "комнатъ; мраморъ, слоновая кость, мебель изъ драгоцѣн- ныхъ иностранныхъдеревъ, золотая и серебряная посуда, драгоцѣнныя куренья и самыя тонкія аро- матный эсеенціи поглощали огромныя суммы. Де- нежный богатства отдѣльныхъ лпцъ доходили до колоссальныхъ размѣровъ и считалисьдесятками милліоновъ. Даже философъ Сенека, сожалѣвшій такъ краснорѣчиво объ упадкѣ прежней простоты и восхвалявшій любовь къ бѣдности и пре- зрѣніе къ богатству, успѣлъ набрать въ четыре благопріятные ему года около 4'Милліоновъ руб- лей серебромъ. Роскошь римлянъ дошла наконецъ до того, что самые блестящіе и дорогіе иностран- ные фабрикаты, персидскіе ковры, индѣйская ки- сея, слоновая кость, черное дерево, черепаха, перья рѣдкихъ птицъ сдѣлались для римлянъ предметами первой необходимости. Но самыя безумныя суммы тратилисьримлянами на ѣду и на удовольствія. Клавдій Езопъ волѣлъ приготовить себѣ одно блюдо, стоившее 100.000 сестерцій (около 5.250 руб.). Оно было изъ языковъ птицъ, наученныхъ пѣть и говорить. Каждая такая птица стоила 6.000 сестерцій. Его сынъ пожелалъузнать вкусъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1