Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

31 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 32 и массу народа, не пмѣвшаго ничего. Этому по- моглп особенно завоеванія и военныя добычи. Предводители войскъ и патрнційскія фамиліи брали себѣ большую часть добычи и завладѣвали поко- ренными землями, которыя по праву давностиони, наконецъ,считали своею собственностью. Къ этому присоединилось еще насиліе, съ какимъ богатые присвопвалп себѣ земли бѣдныхъ гражданъ, — такъ что въ 620 году въ Италіи, вь округахъ, почти не было свободиыхъ гражданъ, и всѣ земли обра- батывались рабами и варварами, принадлежав- шими богатымъ фампліямъ. Во времена Нерона 6 собственников!, владѣли всей провинціей — Афри- кой. Неронъ велѣлъ ихъ убить, чтобы завладеть пхъ богатствами; а во время Августа какія ни- будь восемь пли десять фамилій пользовались однѣ всѣми плодами римскпхъ завоеваній. Такое скопленіе земли въ рукахъ немногихъ привело скоро къ совершенному пзмѣненію системы сельскаго хозяйства. Сначала вольному труду не- богатыхъ землевладѣльцевъ было трудно бороться съ рабскпмъ трудомъ огромныхъ пмѣній, и иел- кія владѣнія должны были исчезать постепенно; но потомъ и болыпіе владѣльцы нашли невыгод- нымъ для себя обработку земли рабами и стали обращать постепеннопашни въ сѣнокосы. Нако- нецъ, луга смѣншш почти во всей Италіп хлѣбо- родныя поля и скотоводство, вытѣснпли земле- дѣліе, такъ что, вмѣсто прежнпхъ массъ рабовъ, всгрѣчались въ поляхъ громадныя стада, пасомыя немногими рабами. При системѣ неболыпихъ владѣ- нійРпмъ снабжалъ хлѣбомъ даже провннцін; но съ сосредоточеніемъ земель въ рукахъ немногихъ и съ переходомъ земледѣлія въ скотоводство, Римъ, по словамъ Тиверія, быль предоставленъ напроизволъ волнъ и вѣтровъ, т. е. жилъ хлѣбомъ, прпходпвшпмъ къ нему изъ Сициліи и Африки. Въ этомъ причина, почему было такъ легко сдѣлать въ Рпмѣ голодъ п, слѣдовательно, возбудить народное возстаніе. Дпкія животныя, — говорплъТпверій Гракхъ,— имѣ- готъ по крайней мѣрѣ кровъ, берлоги, пещеры, куда они могутъ укрываться, тогда какъ люди, сражающееся и умирающіе за отечество, не вла- дѣютъ ничѣмъ, кромѣ воздуха и свѣта, и при- нуждены бродить и скитаться тамъ и здѣсь со своими женами и дѣтьми, не пмѣя пристанища, гдѣ бы они могли помѣститься. Когда говорилъ это Тиверій Гракхъ, и когда онъ задумалъ спасти народъ и всю страну отъ грозившей ей бѣдностп— было уже поздно. Непонпманье всего населенія богатыхъ и бѣдныхъ гражданъ шло такъ далеко, и отупѣніе народной массы было такъ велико, что, прельстившись на одну минуту предложе- ніемъ Гракха, народъ скоро отдалъ его на жертву евопмъ врагамъ. Ни этотъ народъ, ни затуплен- ные пролетаріп, кліенты и разслабившіе свои ум- ственный способности патриціи не могли понять, чего недоставало Риму и что было ему нужно. Это могъ понять только тотъ классъ народа, ко- торымъ жилъ Римъ, который трудился, который составлялъ действительную силу страны, — рабы. Онп-то первые и подняли вопросъ. Способъ, при- нятый ими для заявленія невыгодности существу- ющий) порядка, не могъ доставить римлянамъ особаго удовольсТвія; но вѣдь и римляне не ду- мали никогда объ удовольствіяхъ рабовъ. Рим- ляне полагали, что пхъ личная выгода заклю- чается въ томь, чтобы сдѣлать непремѣнно убы- токъ и непріятное рабамъ. И рабы, воспитанные въ такомъ пониманіи экономическаго порядка, приложили впослѣдствіп и сами это правило къ римлянамъ. Дѣлый рядъ возстаній рабовъ, возста- ній страшныхъ, гдѣ рабы составляли 120-ти-тысяч- ныя арміи, служилъ сильно-убѣдительнымъ фак- томъ негодности экономическаго порядка Рима. И порядокъ сгалъ пзмѣвяться — явилось освобожде- ніе рабовъ, явилось христіанство и, наконецъ, нашли на Римъ сѣверные варвары. Съ точки зрѣнія политической псторіи, Римъ, разумѣется, погибъ. Но, разсматривая Римъ, какъ совокупностьэкономическпхъ силъ, видишь въ немъ такой порядокъ, при которомъ огромное большин- ство людей, живя нодъ условіями, самыми невы- годнымп для пхъ матеріальнаго и умственнаго развитія, создавало всѣ богатства страныи, разу- мѣется, производпло все не въ тѣхъ размѣрахъ и не того качесгва, какимъ бы отличался трудъ при другихъ условіяхъ. Голодъ, болѣзнь, лсестокое обра- щеніе, изнуряющій трудъ — вотъ условія, при ко- торыхъ суждено было жить и дѣйствовать рабу, единственной производительной снлѣ страны. И эта сила — грубая, дикая, затупленная — составлялаосно- ваніе гражданскаго общества п такое громадное большинство, при которомъ во многихъ мѣстностяхъ свободные люди составляли только десятую долю. За этой физической силой слѣдовала такъ на- зываемая умственная сила страны — граждане. Три четверти изь нпхъ, составляя пролетаріевъ, жили совершенно въ такой же бѣдности, какъ и рабы, отличаясь оть нихъ правомъ ничего не дѣ- лать и жать на счетъ государства. Пролетарій, воспитанный въ нпщетѣ, ѣвшій всегда впроголодь, не знавшій нпкакпхъ удобствъ въ жизни, пригнетен- ный нуждой и воспитанный на жестокостяхъ и кровавый, зрѣлпщахъ, не сгоялъ ни въ чемъ выше презираемаго имъ раба. Эго было существодикое, вѣчно голодное, вѣчно безпокойное и грубое. Затѣмъ шелъ цвѣтъ римскаго гражданства — тѣ, кто создавали римскія побѣды, — аристокра- та. Все это было сильно, здорово, пока Римъ не познакомился съ цивплизаціей покореаныхъ имъ народовъ, и все это сдѣлалось гнилью, разслабло, отуиѣло, когда сокровища, награбленный у не- пріятелей, и весь трудъ рабовъ далъ Риму не- виданнныя до того средства для жизни. Люди, не знавшіе прежде ничего, кромѣ лишеній поход- ной жизни, обратили теперь всѣ сокровища на ѣду, зрѣлища и наслажденія. Изобиліе средсгвъ превратило ѣду въ обжорство, зрѣлпща — въ кро- вавый казни невиннныхъ людей и наслажденія — въ безпутство. Эти люди проѣдали и пропивали то, что создавали милліоны трудившихся рабовъ, и трудъ мплліоновъ уходилъ, какъ дымъ, не при ■ нося ни выгоды, ни пользы населевію; въ иер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1