Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

33 УБЫТОЧНОСТЬ НЕЗНАНІЯ. 34 вый и послѣдвій годъ Рима рабъ былъ одина- ково бѣденъ; прошли вѣка, не улучшавъ его положенія и не давъ ему болѣе того, что было ему нужно, чтобы не умереть съ голоду; миль- ярды рабовъ во все время сущесгвованія Рима трудились для того, чтобы кормить ничего не дѣ- лавшпхъ гражданъ и давать патриціямъ возмож- ность проѣдать избытки на стотысячный, ужи- нахъ. Римъ прожилъ все, что у него было, и об- нищала,. Вотъ его экономическая исторія. Рпмъ не передалъ варварааъ своего лучшаго наслѣдія — политическихъ идей блестящаго неріода своей псторіи; но онч, передалъ свои соціально- экононическія понятія и распорядки, и въ этомъ отношеніп новая европейская жизнь потеклапреем- ственно по старому руслу. Если въ древнемъ мірѣ одни были лишены всякаго права и возмоні- вости развивать всесторонне свои силы и способ- ности и потому оставались постоянно на мпнимумѣ матеріальныхъ и умственныхъ удовлетворенін, то то же самое повторили у себя и варвары, взявшіе въ основаніе рнмскія экономическія учрежденія и тог- дашнее римское право. Это отсутствіе экономиче- ской разницы сдѣлалось вполнѣ осязательнымъ, когда въ X вѣкѣ рабство охватило всю Европу и создалось вездѣ податное ссстояніе — крѣпостныхъ. Разумѣется, европейское податное состояніе не было тѣ.мъ, чѣмъ было римское рабство: гнетъ былъ слабѣе; римская тиранія подъ вліяніемъ хрпстіанства потеряла свой кровавый характеръ; человѣкъ всталъ въ условія, болѣе выгодныя для цивилизаціи, но учрежденія попрежнему давали возможность только одностороннему развитію, и си- лы, п трудъ человѣка тратились попрежнему убы- точно. Отъ этого производительныя способности, стѣсненныя всѣми учрежденіями, мѣінавшини мате- ріальному и умственному развитію массъ, стояли на мннимумѣ; податная способностьбыла чрезвычайно слаба; расходы общества велики, и вездѣ царство- вали бѣдность и нужда, почтп такія же, какими отличался Римъ. Только съконца прошедшаго столѣтія, съ пзобрѣ- теніемъ машинъ, съ разъясненіемъ экономиче- скихъ принцпповъ и указаніемъ прпчинъ, вліяю- щпхъ на бѣдность и богатство народовъ, наступила для Европы переходная пора отъ первагоримскаго экономвческаго періода къ слѣдующеыу. Туго шло это развитіе; прошли тысячелѣтія; прогрессъ былъ очень медлененъ, и вотъ въ какомъ положеніп находятся народы, обитающіе въ на- стоящее время на земномъ шарѣ. Всѣхъ жителей 1 мильярдъ 250 милліоновъ. Изъ нихъ европейской цнвплпзаціи, т. е. создав- шихъ собственными силами новыя знанія и выра- ботавшихъ новые гражданскіе принципы, и такихъ народовъ, которые стараются воспользоваться пло- дами европейской науки и ея цивилпзаціей, только 330 милліоновъ. Сюда включены вся Европа и Америка, хотя въ Европѣ есть и такія госу- дарства, какъ Турція, гдѣ умственное развптіе массъ стоитъ на самоыъ низкомъ уровнѣ и эко- номическое невѣжество такъ велико, что пхъ слѣ- довало бы причислить къ народамъ первобытной культуры. Наконецъ, слпшкомъ строгое разгра- нпченіе трудно еще и потому, что даже самыя передовыя государства, какъ Англія и Соединен- ные Штаты, не отличаются особеннымъ развиті- емъ массъ. Но въ нашемъ вопросѣ это не важно, потому что массы этого неразвптаго народа на- чинаютъ уже сознавать свое экономическое поло- женіе. Остальное человѣчество находится еще въ періодѣ рабства; дая!е въ Америкѣ, въ рукахъ людей европейской расы, находилось еще недавно почтп 4 милліона невольниковъ, не отличавшихся ничѣмъ отъ рпмекихъ рабовъ. 'Гакимъ образомъ, чрезъ 2.500 лѣтъ отъ начала такъ называемой римской цивилизаціи существуютъ еще рабы, су- ществуетъ торговля людьми п на 330 мплліоновъ людей свободныхъ считается 920 милліоновъ лю- дей, для которыхъ еще неизвѣстно, когда насту- пить пора свободы. Что же касается массъ европейскаго промы- шленнаго населенія, то европейскій пролетаріп и фабричный рабочій, лишенные еще многаго, очень многаго, въ сущности почти такіе же рабы цивилизованной Европы, какъ древвій рабъ былъ рабомъ Рпма. II. Войн ы. Никогда человѣчество не стояло такъ далеко отъ знавій своего времени, какъ нынѣшняя Европа. Ев- реи временъ Моисея должны были знать все то, что зналъ и онъ. Ихъ, еще дѣтьмп, учили тому, что зналъ пхъ законодатель. Онъ передалъ имъ все из- вѣстное ему о природѣ, о дѣйствующихъ силахъ, о мірозданіп. И тогда народъ стоялъ въ уровень съ современнымиему знаніями. У римлянъ и грековъ было то ліе самое. Жизнь не отдѣлялась отъ зна- нія, потому что знаніе есть жизнь. Но теперешняя Европа, накопивъ въ своемъ «наслѣдіи вѣковъ» всѣ заблужденія, ошибки, зеанія и иевѣжества прошедшихъ временъ, хра- нить все это, какъ Плюшкинъ, въ одной кучѣ. На- слѣдіе вѣковъ держится крѣпко, куча растетъвсе больше и больше, и во всю исторію новой Европы быпъ только одинъ случай, когда, перебравъ плюш- кпнскую кучу, выбросили пзъ нея оказавшеесяне- годнымъ. Впрочемъ, изъ этого негоднаго многое опять подобрали послѣ и сложили въ ту же кучу. Еслибы распредѣленіе знаній изобразить въ видѣ лѣстницы и показать точное число людей на каждой ступени, то явилась бы весьма на- глядная и поучительная картина, которая объ- яснила бы причины многаго. Вмѣсто одной сту- пени временъ Моисея, на которой стоялъ онъ вмѣстѣ со всѣмъ свопмъ народомъ, явились бы десятки ступеней; массы людей служили бы ос- нованіемъ этого огромнаго треугольника, и число люден, по мѣрѣ нриблиясенія къ вершинѣ, ста- новилось бы все меньше и меньше. Относительная отсталость людей въ самыхъ существенныхъвосросахъ жпзни не была никогда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1