Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

61 62 ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАДШ. I. Много вѣковъ кочевали разный племенана евро- пейскомъ континентѣ, прежде чѣмъ они стали из- вѣстны исторіи. Что дѣлали дикари ранѣе — неиз- вѣстно, да едва ли это и нужно знать. Можно утверждать положительно только то, что наслѣд- ство, оставленное Римомъ варварамъ, не принесло имъ особеннаго счастья, и что еслибы исторія Европы началась тремя столѣтіями ранѣе, мы пере- живали бы теперь другія времена. Варвары обрушились на Римскую имнерію какъ разъ въ то время, когда она утратила свое рес- публиканское мужество, когда гражданскія учре- ждевія падалии общественный бытъ разстрапвался. Общественная школа, въ которой приходилось вос- питываться варварамъ, не имѣла уже тѣхъ зна- менптыхъ наставнпковъ, которые представлялись въ древнихъ обычаяхъ, учрежденіяхъ и правахъ. Мудрость новаго Рима не была уже той мудро- стью, какой онъ отличался въ пору силы и про- плати, и Европѣ приходилось не выбирать между хорошпмъ лучшее, а только брать то, что ей да- вали, потому что выбрать было не пзъ чего. Варвары получили отъ древняго Рима два вполнѣ выработанныя учрежденія: королевскую власть и ка- толическую церковь съ ея іерархіей. Къ этому нужно присоединить еще и римское право, играв- шее чрезвычайно важную роль въ судьбѣ евро- нейскпхъ государствъ. Королевская власть, въ первоначальномъ ея видѣ, была военной диктатурой. Король и предводитель военной шайки, жившей грабежомъ и разбоями, сливались въ одномъ лпцѣ. Императоръ Юсти- ніанъ, составляя свое собраніе законовъ, прика- залъ юристамъ выпускать все, что хотя нѣсколько напоминалоосновы древней римской свободы. По- этому въ кодексѣ сохранилось только то, что со- отвѣтствовало новымъ понятіямъ о правахъ це- заря и объ отношеніяхъ его къ народу. Кодексъ, очищенный такимъ образомъ отъ всего, что могло внушить хотя тѣнь сомнѣнія въ авторитетѣ вла- сти и ея священныхъ правахъ, пмѣлъ весьма сильное вліяніе на характеръ послѣдующихъ взаим- пыхъ отношеній между властью и народомъ. Лю- дямъ предлагался только одпнъ рядъ понятій; идеи же республикански™ Рима и Греціи Юстп- ніану хотѣлось вычеркнуть совсѣмъ изъ псторіи, вродѣ того, какъ въ наши времена іезупты пропускали въ исторіп Фрапціп царствоваиіе На- полеона I. Юсткніанъ, разумеется, икѣлъ добрыя намѣренія; онъ ошибался только въ томъ, что счпталъ своп мысли безошибочными. Благодаря такому пропуску, Европа почти десять вѣковъ не знала ничего о древнемъ мірѣ, но зато тѣмъ епльнѣе подѣйствовало на молодыхъ людей зна- комство съ римскими республиканскими идеями, когда ■ въ XV столѣтіп появились въ Италіп гре- ческіе ученые, и когда занятіе древней литерату- рой возбудило въ итальянской молодежи стремле- ніе къ республиканской свободѣ. Римское право, очищенное Юстиніаномъ, было введено во всѣ евро- пейскія государства; только одна Англія осталась нри свосмъ прежнемъ германскомъ правѣ. (Россія также не знала римскаго права. Впрочемъ, въ на- стоящей статьѣ мы говоримъ исключительно о 3. Европѣ). Европейскіе юристы, проникнувшись римскнмъ правомъ, явились самыми сильными сторонниками феодальной власти. Ихъ теоретическое увлеченіе идеаломъ правомѣрной державностишло такъ да- леко, что всякій недостойный поступокъ короля находплъ у нихъ оправданіе, подкрѣпляемое, если было нужно, ссылками на римскія постановленія. Юристы являлись всюду самыми покорными слу- гами власти и служили своею ученостью всякому недостойному дѣлу. Они придавали видъ закон- ности всякому насплію и успокаивали совѣсть лю- дей, поступавшихъ безчеловѣчно, юридическими софизмами и цитатами изъ римскаго права. Вы- раженіе «юридическое убійство», явившееся, благо- даря изворотливости этихъ люден, умѣвшихъ оправдывать и обвинять все то, что нужно было оправдать и обвинить, лучше всего объясняете характеръ деятельности юристовъ того времени. Лучшимъ прпмѣромъ угодливости этихъ людей мо- жете служить парламента временъ Генриха VIII. Со времени Нерона Европа не видѣла подобнаго правителя; кровожадность и необузданный пропз- волъ не знали въ этомъ человѣкѣ никакнхъ гра- нпцъ, и, несмотря на то, что Генрихъ далеко не удовлетворялъ идеалу королевской власти, ученые юристы умѣли находить въ римскомъ правѣ оправ- даніе санымъ гнуснѣйшпмъ его поступкамъ. Идеалъ королевской власти, какъ представляла его себѣ церковь VII вѣка, былъ слѣдующій: «Ко- роль зовется королемъ оттого, что онъ управляете справедливо. Дѣйствуя справедливо, онъ законно обладаете нменемъ короля; но, дѣйствуя неспра- ведливо, онъ презрѣнно теряете его. Поэтому предки наши, не безъ причины, говорили: дѣйствуя справедливо — будешь королемъ страны; дѣйствуя несправедливо' — не будешь. Двѣ главный королев- скія доблести — справедливость и истина». «Богъ, создатель всего міра, располагая устрой- ство человѣческаго тѣла, вверху его поставилъ го- лову и оттуда провелъ нерБы во всѣ части тѣла. Онъ помѣстилъ въ головѣ и свѣтильникъ очей, съ тѣмъ, чтобы она могла различать все вредное. Онъ установилъ силу разума, возложивъ на него упра- вленіе всѣми частями тѣла и мудрое распоряженіе ихъ дѣйствіямп. Поэтому нужно прежде всего опре- дѣлить то, что касается государей, озаботиться о безопасности ихъ, оградить ихъ жизнь и потомъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1