Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

67 СТАТЬИ ИСТОГИЧЕСКІЯ. 68 не принялъ греческой цивилизаціп и заснулъ по- прежнему, сохранпвъ имя Искандера только въ свопхъ пѣсняхъ. Такая судьба постигала всегда подобный пред- пріятія. Въ нихъ много блеску и шуму, но нѣтъ внут- ренней силы. Александръ Македопскій былъ надѣ- ленъ огромными способностями, намѣренія его были хороши, но то, что онъ задумалъ сдѣлать, не завп- сѣло отъ одного человѣка, будь онъ во сто разъ ге- ніальнѣе. Вотъ почему цивилизація ни древняго, ни новаго міра не выиграла ничего отъ персид- скаго и индѣйскаго походовъ Александра, и исто - pin остается замѣтпть только тотъ фактъ, что подобные блестящіе людп, если они направляютъ свою дѣятельность псключптельнымъ образомъ, остаются совершенно одинокими явленіями, поучп- тельными только въ томъ отношеніп, что потом- ство составляетъ убѣжденіе, что личная геніаль- ность, не умѣющая откликнуться на требованія народа, совершенно не нужна для хода цивили- зации а нерѣдко и вредить ей, дѣлая временную помѣху правильному развитію народныхъ силъ. Карлъ Велпкіп былъ человѣкъ весьма славо- любивый и съ большими завоевательными наклонно- стями. Онъ тридцать два года опустошалъ саксовъ огнемъ и мечомъ, обращая пхъ силой къ хрпстіан- ству и вводя у нпхъ чуждые пмъ обычаи и учре- жденія. Свободные саксы не хотѣли ни чужпхъ зако- новъ, ни чужой вѣры и энергическипротивились императору;но наконецъ у нихъ недостало силы бороться, п они покорились. До присоединенія къ имперіп саксы составляли особую федерацію, съ со- вершенно свободными учрежденіямп, и потому по- нятно, что они съ большой энергіей противились вве- денію государсгвеннаго устройства, лпшавшаго пхъ національной релпгіи, стѣснявшаго ихъ свободу и обязывавшаго ихъ повиноваться государю и пла- тить подати. Особенно не нравилась саксамъцер- ковная десятина. ІІослѣ одного возстанія саксовъ, когда они, убпвъ пли прогнавъ миесіонеровъ, гро- зили войскамъ Карла, императоръ отправился къ нимъсамъ. Саксы смирились,и 4.500 человѣкъ изъ нихъ явились къ нему добровольно, разсчитывая, что онъ ихъ не накажетъ,но Карлъ думалъ иначе: онъ хотѣлъ внушить саксамъ «спасительный страхъ» и ириказалъ изрубить всѣ четыре тысячи пятьсотъ человѣкъ. Это озлобило до того саксовъ, что даже племена, не воевавшія до тѣхъ поръ съ Карломъ, поднялись протпвъ него. Обыкновенно подобныя злодѣйства, совершав- шіяся во времена отъ насъ отдаленныя, объясняютъ грубостью нравовъ. Но убійство было и будетъ всегда возмутительпымъ дѣломъ, хоть бы оно совершалось за 10 т. лѣтъ до Рождества Христова. У самагодп- каго народа убійствовозбуждаетъ общееотвращеніе. Карлъ Велпкій не былъ дикаремъ; напротнвъ, это былъ человѣкъ образованный, знакомый хорошо и съ христіанской философіей, и съ идеями древняго міра. Мы прпзнаемъ вполнѣ все величіе хрисііан- скаго ученія, мы готовы, пожалуй, согласиться, что законы и обычаи франковъ были выше законовъ и обычаевъ саксовъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ думаемъ,что кроткая религія сердца, проповѣдующая любовь и братство, противоречила наспльственнымъи жесто- кпмъ дѣйствіямъ карловыхъ мпссіонеровъ и не ми- рилась съ гуртовымъ, хладнокровно обдуманныыъ убійствомъ цѣлой массы людей. Грубость нравовъ не оправдываетъ тутъ ничего, ибо мѣра Карла со- ставляла чисто-политпческій разсчетъ. Въ то время, какъ у саксовъ п тюрпнговъ Карлъ уничтожплъ національныя учрежденія и навязывалъ сплой римскую образованность и христіанство, въ Нейстріи, напротпвъ, онъ хотѣлъ поддержать сплой національные нравы. Подобнымъ образомъ онъ про- тиворѣчилъ себѣ и въ другихъ дѣлахъ. Новѣйгаіе историки Германіи, признающіе въ Карлѣ громадный способности и удивляющіеся велпчію его духа, гово- рить однако, что еслибы все созданноеимъ сохра- нилось и упрочилось, то это сдѣлало бы міру много зла, и что слѣдуетъ благодарить судьбу, которая, избравъ свопмъ орудіемъ слабость и анатію благоче- стиваго сынаи преемника Карла, предохранилана- роды Запада отъ преждевременна™ развитія у нпхъ наукъ и искусства, которое въ угоду одного чело- вѣка было бы куплен ослпшкомъ дорогпмъ пожертво- ваніемъ древнихъ національныхъ нравовъ п духа. Карлъ, какъ и всѣ подобные ему правители, убѣ- жденные,чтоони лучше знаютъ, что полезно и нуясно людямъ, отличался большою настойчивостью въ осу- ществленіи свопхъ намѣреній; онъ вводилъ во франк- скихъ школахъ римскій методъ изученія древнихъ и особымъ указомъ приказалъ устроять училища при церквахъ п монастыряхъ. Ни то, ни другое, разу- мѣетея, не принесло никакой пользы, и шкоды не устроились. Еще лучше поступилъ Карлъ, когда при- казалъ духовенству признать вѣрнымъ, исправлен- ный пмъ самимъ, текстъ библіи. Карлъ отличался большою ревностью къ христіанству, любовью къ просвѣщенію, учился самъ даже въ глубокой старо- сти; но его власть и сила были слпшкомъ велики, и потому онъ нетерпѣливо рубилъ направо и налѣво тамъ, гдѣ слѣдовало употреблять мЬры болѣе тихія и кроткія, не уничтожая того, что было хорошо и само но себѣ. Въ своемъ правосудіи Карлъ выка- залъ подобныя лее наклонности. Когда жестокости и насплія Карла вызвали заговоръ противъ его жизни, то Карлъ, противъ всѣхъ обычаевъ страны,не предалъ заговорщнковъ нп суду обыкновенныхъ судей, ни на- роднаго сейма франковъ, а распорядился самъ ослѣ- ппть пли лишить виновныхъ мшзнп. Подобнымъ же образомъ онъ поступилъ и съ Тассплономъ бавар- скимъ, котораго хотя и предалъсуду, но только для формы, потому что судьба его была уже рѣшена. Наконецъ, еще одпнъ фактъ: Папа Левъ III, возло- жившій па франкскаго короля, т. е. Карла, титулъ западно-рпмекаго императора, возбудилъ свопмъ по- веденіемъ такое неудовольствие, что во время одной процессіи его избили до того, что онъ едва не ли- шился зрѣнія и уиотребленія языка. Папа бѣжалъ къ Карлу, прося его защиты. Императоръ самъ от- правился въ Рииъ п назначилъ надъ папой торже- ственный судъ. Намѣрепія Карла были пзвѣстны, п понятно, что обвинителей не явилось, а папа, очи- стительной присягой, сложплъ съ себя всѣ обвппенія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1