Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

78 ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ Ц И В И Л И 3 А Ц I И. 74 п Генрихи IV будутъ уже не такъ рѣдкп. Не утратввъ ничего въ своемъ достопнствѣ, коро- левская власть, напротивъ, пріобрѣла еще боль- шее значеніе превращеніемъ своимъ въ истинную представительницу народныхъ нуждъ и прогресса, тогда какъ прежде она являлась исключительно защитницей охранительнаго начала. ІІриведемъ одпнъ примѣръ въ подтвержденіе того, насколько королевская власть отставала всегда отъ жизни. Крестовые походы, какъ и всѣ великія истори- ческія движенія, создали не Петръ Пустынникъ и не папа Урбанъ II, — ихъ создало общее рели- гіозное настроеніе народовъ Запада, Огромный полчища людей иростыхъ и бѣдныхъ, безъ вся- кихъ средствъ, безъ всякихъ полптическпхъсо- ображеній, даже безъ руководителей, имѣя во главѣ только какихъ-то сумасбродныхърыцарей, увлеченныхъ чувствомъ, устремляются на Востокъ и всѣ гибнуть на пути, не достигнувъ гроба Господня. За ними пдетъ уже высшій классъ— дворянство. Но дворянство, увлеченное народнымъ двпженіемъ, скоро охладѣваетъ къ дѣлу; оно не хочетъ продолжать предпріятія, оно забыло о высокой цѣли, которая одушевляла ихъ сна- чала, и думаетъ только о завоеваніяхъ въ свою личную пользу. Тутъ опять выступаетъ народъ и принуждаетъ рыцарей идти на освобождсніе Іерусалпма, и рыцарп подчиняются власти массы. Государи не принпмаютъ никакого участія въ этпхъ двухъ народныхъ двпженіяхъ; только чрезъ иятьдесятъ лѣтъ они увлекаются общимъ настро- еніемъ и предпринимаютъ второй . походъ. Зато чрезъ двѣсти лѣтъ, когда народы совершенно охла- дѣли къ подобнымъ предпріятіямъ, когда въ Европѣ явились уже другіе народные интересы, государи все еще продолжаютъ быть крестоносцами и стараются предпринимать то, что уже отяило свое время. Исторія реформаціи представляетъ подобный же прпмѣръ. Яѣмецкіе государи позво- лили сягечь Ивана Гусса и Іеронпма Пражскаго и вели страшно-опустошительную войну съ ихъ прнвержеяцамп; только чрезъ сто тридцать лѣтъ оказали они поддержку нродолженію этого умствен- наго движенія въ лпцѣ Люгера. Но и тутъ, какъ въ крестовыхъ походахъ, когда уже все успокаи- валось, австрійскій имиераторъ затѣваетъ трпдцати- лѣтнюю войну, вредное вліяніе которой чув- ствуется въ Германіп еще до спхъ поръ. II. Здѣсь мы будемъ говорить собственно о рпмско- католической церковной іерархіи, не касаясь ни христіанства, ни релпгіи. Такъ мьі и просимъ по- нимать наши слова. Въ борьбѣ за существованіе римско-католическое духовенство обнаружило больше, чѣмъ какое либо другое сословіе, энергіи, настойчпвостп и вѣрности своимъ принципамъ. Оно не отклонялось ни отъ какпхъ средствъ, если только они вели къ цѣлп, и постоянно выказывало большую силу, находя под- деряжу въ религіозномъ чувствѣ населенія. Съ первыхъ шаговъ католическая церковь заявила два начала, которыяъ и оставалась постоянно вѣр- ной. Она признала иринцпиомь,что истиннотолько то ученіе, которое исходить отъ нея, которое будетъ создано главами церкви и иерейдетъ отъ высіпихъ, чрезъ всю іерархическую лѣстнпцу, въ сердца вѣру- ющихъ. Принципы эти, несогласныесъ человѣческой природой, привели къ цѣлому ряду страшныхъпо- слѣдствій, обнаружившихся въ постоянныхъ релп- гіозныхъ преслѣдованіяхъ, въ пзобрѣтеніи инквизи- ціи съ ея пытками и казнями, въ крестовыхъ похо- дахъ противъ еретиковъ, какъ, напрпмѣръ, альби- гойская, гусситскаяи многія другія войны. Постоянное появленіе новыхъ секгь н вѣроучеяій, вмѣсто того, чтобы убѣдить католическуюцерковь, что въ этомъ проявляется неизбѣжный законъ сво- бодной дѣятельпости человѣческаго разума, напро- тивъ, распаляло религіозное усердіе, фанагизмъ слу- жителей церкви и возбуждало ихъ на болѣе энерги- ческое противодѣйствіе, выражавшееся въ усилен- ныхъ и утонченныхъ кровавыхъ нреслѣдованіяхь. Такимъ образомъ, отрицаніе человѣческаго права мыслить самостоятельно привело къ убѣжденію въ необходимости вмѣшательства во внугренній міръ человѣка. А какъ только явилась этаидея, изъ нея слѣдовало уже само собой, что ученіе, не принимаемое добровольно, можетъ быть навязано человѣку силой. Какъ ни противорѣчила подобная система сущно- сти ученія Христа и сущности человѣческой природы, н.о она была принята всѣмъ католическимъ міромъ, и введеніе христіанства огнемъ и мечомъ, вродѣ того, какъ дѣйствовалъ Карлъ съ саксами,пли во- двореніе истнннаго,т. е. католическаго ученія по способу Филиппа 11 и герцога Альбы, находило все- гда одобреніе и поддержку со стороны всего ка- толпческаго духовенства. Такое вмѣшательство въ дѣло человѣческой со- вѣстп казалось лучшими представптелямъкатоли- ческой церкви, напримѣръ, св. Амвросію,св. Гиларію, совершенно ошибочнымъ, — они отрицалиправо цер- кви принуждать люден силой къ тому, чего они не хотятъ принимать добровольно. Но эта мысль, кажу- щаяся намъ такой простой и неоспоримосправедли- вой, не могла быть усвоеналюдьми въ періодъ вар- варства съ его основнымъ ирннцппомъ — насиліемъ. Въ варварскую эпоху каждый человѣкъ хотѣлъ мѣшаться въ дѣла другого; каждая сила упражня- лась надъ тѣмъ, что было слабѣе ея; понятно, что п представптелп церкви, формировавшіеся пзъ тѣхъ же варваровъ, внесли начало насилія въ такое дѣло, которое по существу своему рѣшптельно его не допу- скало. Такая система дѣйствій казалась католиче- скому духовенству тѣмъ болѣе справедливой, что оно не имѣло средствъ представить доказательства къ опроверженію разныхъ сомнѣній, являвшихся въ вѣрующихъ, и опровергать новыя толкованія на- столько убедительными доводами, чтобы поселить въ церкви единство убѣжденій и взглядовъ. Эготъ- то недостатокъ правственнаго вліянія католическое духовенство пополнило вооружеянымъ вмѣшатель- ствомъ въ дѣло вѣры и кровавыми преслѣдованіямп. Цѣлыя рѣки крови были пролиты по случаю во- СОЧИНЕНІЕ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1