Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

75 СТАТЬИ ист просовъ, совершенно непостижимыхъ для человѣче- скаго разума. Люди мучились, насиловали свой умъ, чтобы непостижимое сдѣлать понятньшъ и возвести на степень общепризнанной истины... Возь- мем ь нѣсколько нримѣровъ. Между множествонъ различныхъ ученій, явившихся въ первыя времена христіанства, секта манихейская имѣла наибольшее вліяніе на религіозныя убѣжденія ЗападнойЕвропы. Манихейство стало пзвѣстнымъ въ концѣ III сто- лѣтія. Основатель его былъ магъ Манн. Секта ма- нпхеевъ подверглась сильному гоненію и отъ этого получила, разумѣется, еще большую силу; но когда въ УП вѣкѣ гоненіе особенно усилилось, многіе сектаторы бѣжали въ разныя государства Западной Европыитутъ положили начало ученію каторовъ, т.е. чпстыхъ. Они хотѣлп очистить и упростить дог- маты церкви, богослужебные обряды и все внѣш- нее церковное устройство. Рядомъ съ катерами явилась другая, совершенно родственная ей секта, основаніе которой происходитъ, вѣроятно, изъ того же источника, — секта альбпгойцевъ. Она возникла въ южной Франціп и существовала уже нѣсколько вѣковъ незамѣченною, пока ліонскій куиецъ Детръ Вальдо не прпвелъ ее въ болѣе стройное ученіе и не способствовалъ ея распространенно. Альбигойцы или вальдейцы.возставая противъ мірской суетностиза- паднаго духовенства, держались строго-нравствен- ной, простой и умѣренной жизни, отвергалипапу, придавали значеніе одной нравственной сторонѣ ре- лигіп, признавали евангеліе единственнынъ источ- нпкомъ вѣры и пзъ таинствъдопускали только крещеніе и евхаристію. Въ концѣ XII вѣка папа Иннокентій III предпринялъ противъ альбигойцевъ страшный крестовый походъ н напустилъна безза- щитный народъ, отъ котораго отступились мѣстные значительныеп богатые землевладельцы, стаюхищ- ныхъ разбойниковъ подъ предводительствомъ аббата Арнольда, человѣка, способнаго на всякое гнусное дѣло. Даже въ тѣ варварскія времена, когда грабежи и убійства не возбуждали особеннаго отвращенія, поведеніе новыхъ крестопосцевъ,совершенноистре- бпвшпхъ все населеиіе большого и цвѣтущаго города Везье, не пощадившихъ пи женщихъ, ни дѣтей, воз- будило общін ужасъ. Можетъ быть, папане одолѣлъ бы альбпгойцевъ, еслибы ему не помогъ француз- ский король, руководившійся чисто-мірскими цѣлямп и желавшій присоединить край къ своимъ владѣні- ямъ. Несчастная альбигойская война и ужасныя на- сплія ожесточилидо того мѣстныхъ жителей противъ папы, что рпмскій дворъ для душевнаго спасенія своей альбигойской паствы придумалъ учредить ре- лигіозные или инквпзиціонные суды, которые должны были отыскивать еретиковъ, судить ихъ и переда- вать затѣмъ свѣтской властп для наказанія. Это уч- режденіе, переданное доминиканцамъ, благодаря пхъ фанатическомуусердію, принесло вмѣстѣ съ іезупт- екпмъорденомъ огромнѣйшій вредъ цивплпзаціи, по- тому что въ теченіс нѣсколькихъ вѣковъ, подъ ви- домъ спасенія грѣшниковъ отъ мукъ ада, домини- канцы и іезупты не только способствовали распро- страненію самыхъ грубыхъ понятій и суевѣрій, но и развращали населеніе, пріучая его ко лжи, ложному орпческія. Тб благочестію и релпгіозному притворству Народъ сна- чала противился введенію релпгіозныхъ судовъ, из- гонялъ изъ многихъ городовъ инквизиторовъ силой, но онп тѣмъ съ большею яростью мучили народъи удержались, благодаря поддержкѣ свѣтской властп тогосамаго Людовика Святого, который такъ старался о правосудіи и вообще покровительствовалъ на- роду и защищалъ его противъ сильныхъ. Дѣйствуя такимъ образомъ, т. е. желая взять въ полную свою опеку совѣсть и убѣжденія людей, като- лическая церковь впадалавъ противорѣчіе, сама того не замѣчая. Духовная іерархія, стремясь водворить одноформенную церковь, какъ выраженіе однофор- меннаго вѣрованія, могла нмѣть дѣло только съ внѣш- нимъ міромъ. Совѣсть людей отъ нея ускользала: чему вѣрплъ человѣкъ п какъ именноонъ вѣрилъ, того не могъ видѣть никакой, самый проницательный инкви- зиторъ. Монахамъ приходилось только по внѣшнимъ религіознымъ признакамъи формальностямъ судить о сущности убѣжденій вѣрующпхъ, потомучто чело- вѣческая душа была для нихъ закрыта. Впрочемъ, изучая псторпческіе факты, не трудно замѣтнть, что сущность убѣжденій и не составляла особеннаго предмета заботливости католическагодуховенства, которое удовлетворялось вполнѣ наружнымъ благо- честіемъ. Чтобы чувствовать религію любви и кро- тости, — представителями которой явились папы, нищенствующіе домпнпканыи бернардины и свѣтскіе іезунты, — требовались такія условія, какія въ тѣ времена встрѣчалпсь въ людяхъ весьма рѣдко. Мо- нахи, отправляясь миссіонерствовать и обращать къ вѣрѣ заблудшихъ, держали въ одной рукѣ крестъ, а въ другой мечъ, а нерѣдко выходили противъ нихъ съ одиинъ мечомъ. Не релпгія сердца воодушевляла ихъ къ подобными, крестовымъ походамъ, а ненависть и злоба, и потому несправедливое мнѣніе, высказанное въ послѣднее время однимъ пзвѣстнымъ исторпкомъ, будто бы релпгіозные ревнители, пролпвшіе наиболѣе человѣческой кровн и напболѣе помѣшавшіе про- грессу, былилюди въ сущности очень хорошіеи добрые. Такое мнѣніе неудобно въ томъ отношеніи, что при- ходится измѣнять совершенно вѣковыя понятія о хорошемъ п добромъ и признать Филиппа II, Тор- квемаду и людей, пмъ подобныхъ, за благодѣтедей рода человѣческаго. Какое намъ дѣло до убѣжденій Тор- квеыады, какое мы имѣемъ основаніе считать его ан- геломъ кротости,когда онъ сжегъ и казнилъ болѣе 100.000 человѣкъ? Странно было бы судить о до- брой людей не по фактамъ, а по тѣмъ неулови- ыымъ движеніямъ ихъ внутренняго міра, которыхъ никто не впдитъ и не знаетъ. Такимъ образомъ, въ дѣлахъ католической церкви нужно отличать теорію отъ практики. Евангельское учепіе жило только на устахъи оставалось теоріей, въ практнкѣ яге всякій свободный порывъ сердцаи мысли подавлялся самыми тираническими мѣрами, а вмѣстѣ съ тѣмъ грубое п невѣжественвое духовен- ство распространяло суевѣріе, запугивало воображе- ніе темныхъ людей, стращая ихъ адскими муками, и распаляло фанатпзмъ. Народъ, воспитывавшийся въ такой школѣ, впдѣлъ въ папѣ дѣйствптельнаго намѣстника св. Петра. Какія бы страшвыя дѣла на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1