Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

77 ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛПЗАЦІИ. 78 творилъ этоть намѣствикъ, ему все прощалось, по- тому что и папа, и его кардиналы, и епископы при- знавались дѣйствительнымп преемникамиапостоловъ. Никто не соннѣвался не только въ томъ, что въ представителяхъ церкви живетъ непогрѣшпмый духъ истины, но всѣ глубоко вѣрили, что не почитающіе папу и его клевретовъ должны быть предаваемы смерти. Умы бѣдныхъ, запуганныхъ .людей были до того извращены ложнымъ ученіемъ и постояннымъ матеріальнымъ н нравственнымъгнетомъ служите- лей церкви, что даже такое страшное дѣло, какъ казпии убійства, принимались,какъ актъ божескаго правосудія. Кажется, что можетъ быть проще ученія Христа: люби ближняго; но въ этой-то простогЬ и заклю- чается вся его трудность. Эта релпгія сердцаможетъ быть понята только сердцемъ; а такого сердца именно п не было у.людей,преданныхъ интересамъда- леко не религіознымъ. Вся политикарішскаго двора стремилась исключительно къ захвату болѣе обшир- ной власти и къ увеличенію свопхъ земныхъ благъ. Поэтому армія монашенствующей братіи наполня- лась людьми большею частью черствыми, фанати- ческими, для которыхъ мертвая буква была сущ- ностью, а наружное благочестіе п святошество истин- ной релпгіей. Понятно, что католическая церковь вполнѣ удовлетворялась внѣшностыо и даже при ■обращеніп язычниковъ старалась дѣйсгвовать исклю- чительно напхъ воображеніе, плѣняя людей велпко- лѣпнымъ богослуженіемъ и внѣшнею торжественно- стью. Эгой же системы духовенство держалось и дома, установляя блистательный празднества и про- цесса,вводя торжественнуюцерковную музыку, пыш- ныя облаченія священнослужителей и, вообще, ста- раясь возбуждать фантазію. Удивляться такой си- стемѣ дѣйствій, разумѣется, не слѣдуетъ: она была необходимымъ слѣдствіемъ тогдашняго порядка ве- щей, когда вражда всѣхъ противъ всѣхъ п каждаго противъ каждаго составляласущность всѣхъ чело- вѣческихъ отношеній. Воинственный элементъсоста- влялъ основувсегогражданскаго быта.слѣдовательно, для любви и гуманностине оставалось мѣста, еван- гельское слово не проникало въ сердца, покрытая броней, и только плѣненное и вмѣстѣ съ тѣмъ запу- ганное воображеніе давало л юдямъ наружный христіан- скій облпкъ, лишенный христіанскаго содержинія. Въ тѣ временапапаявлялся такимъ же борцомъ за власть, какъ и германскій пмператоръ, — и между папамп были свои Карлы Великіе п Александры Ма- кедонскіе, которые не хуже этихъ военныхъ геніевъ устраивали свою всемірную папскую монархію. Та- кимъ бойцомъ былъ, напримѣръ, Григорій УІІ, на- несшій цивилпзаціп Европы, разумѣется, не меныпій вредъ, чѣмъ папа Иннокевтій III, придумавшій пн- квизицію. Монахъ Гильдебрандъ, впослѣдствіи папа Григо- рій УП, отличался качествами,которыя дѣлалп его болѣе способнымъбыть завоевателенъ, чѣмъ папой. Онъ обладалъ необычайной энергіей и стремлепіемъ къ господству, которое наконецъунизилоп погубило его. Онъ хотѣлъ подчинить себѣ управленіе всѣмъ міромъ, хотѣлъ сдѣлать первосвященника главою ми- ровой монархіи. Григорій, должно быть, не зналъ, что такіе люди, какъ онъ, АлександръМакедонскій Карлъ Велпкій, рождаются тысячелѣтіями, что міро- выя монархіи существуютъ, пока живы ихъ основа- тели, и потомъ разсыпаются Осзъ слѣда, внося въ міръ, нерѣдко надолго, путаницу отношеній пли причиняя зло еще большее. Властительство увлекло Григорія, и онъ сдѣлался причиной новаго зла, ко- тораго не знала прежде Европа. Когда Грпгорій принялся за исправленіе нрав- ственностидуховенства и за уничтоженіе злоупотре- бленій въ церкви, побужденія его были добрыя. Вогь что говорптъ между прочпмъ одинъ писательтого времени о нравственности свѣтскихъ и духовныхъ лицъ: «Никто въ государствѣ не могъ сдѣлаться епп- скопомъ пли аббатомъ, еслп не имѣлъ денегъ, не участвовалъ въ порокахъ Генриха IV (императора германскаго) или не благопріятствовалъ имъ. По крайней мѣрѣ, на образъ мыслей и нравственность не обращали никакого вниманія, а, напротпвъ, гну- шались религіей, истиной п справедливостью, и хва- лили всего больше тѣхъ священнпковъ, у которыхъ было самое великолѣпное платье, самый роскошный стслъ п самая красивая любовница; изъ воиновъ славились только тѣ, которые раза три пли четыре нарушаликлятву». Грпгорій принялся энергически за духовныхъ, стараясь уничтожить симонію и браки духовенства. Вначалѣ Грпгорію помогалъ въ этомъ и Генрихъ IV, пока Григорій не задѣлъ его лю- бимцевъ. Тутъ началась между ними ссора, въ кото- рой Грпгорій потерялъ всякое благоразуміе; у него закружиласьголова, подобно тому, какъ это случилось съ Александромъ Велпкпмъ, когда онъ сталъперснд- скимъцаремъ. Генрихъ,возбужденный духовенствомъ, озлобившимся на Григорія, назначилънадъ нпмъ судъ, и судъ низложилъ папу, не пмѣя нато никакого права. Григорій въ отвѣтъ на это сталъ возбуждать епископовъ и народъ протпвъкороля, отлучплъего самого, его друзей и еппскоповъ, подавшихъ голосъ противъ папы, отъ церкви и забылся даже до того, что рѣшплся на неслыханноедо того дѣло — освобо- дилъ всѣхъ подданныхъ Генриха отъ присяги ему. Чтобы привлечь па свою сторону больше союзниковъ, Григорій далъ легатамъ власть снимать проклятіе со веѣхъ отлученныхъ ранѣе за спмонію илп другія престунленія, если они оставитькороля и нерейдутъ на его сторону. Эго было отличнымъпредлогомъдля всѣхъ тѣхъ, кто думалъ извлечь выгоду изъ борьбы императора съ папой. Объ этихъ отступникахъ Ген- рпхъ Трирскій говорить такъ: «Есть между намитакіе, которые кровью проложили себѣ дорогу къ престолу, украсили голову окровавленной діадемой, утвердили свое господство убійствамя, грабежами и казнями; есть люди, убивавшіе своихъ родственнпковъ и государей, чтобы воспользоваться ихъ имуществомъ. Всѣ онина- зываются друзьями иаиы, всѣ они почтены его благо- словеніемъ и иривѣтствуются имъ, какъ побѣдонос- ные князья. Зато Генрихъ, рѣіппвшійся поддер- живать свое господство, наслѣдованное имъотъ отца и дѣда, объявляется злодѣемъ, осуждаетсянеслыхан- нымъ образомъ и предается проклятію». Генрихъ, оставленный всѣмп, смирилсяи иросплъ у папы про- 6 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1