Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

79 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 80 щенія. Но этими дѣло не кончилось, потому что про- щеніе папы было не искренно. Открылась между ними формальная война. Грпгорій снова отлучили Генриха, а Генрихъ назначив собори, который низложила, Григорія и избрали новаго папу— Климента III. Скан- даль быль великій, хотя пмъ и не особенно возму- щались благочестивые люди, уже привыкшіе къ по- добными вещамъ. Несмотря на содѣйствіе норманд- скаго князя Роберта Гвискара, Григорій проиграли дѣло, потому что въ самой Италіи и ви Римѣ успѣлъ нажить себѣ множество врагови, прпнявшпхи сто- рону вновь избраннаго папы. Гвискари осадили Рпмн, сжеги его почти дотла, продали множество люден въ рабство и увели множество си собой; но ничто не помогло — Григорій бѣжали въ Салерно и вскорѣ умеръ. Мы нарочно довольно подробно нрослѣдплп жизнь Григорія, чтобы показать, что это были скорѣе често- любивый солдата, чѣмъ намѣстнпкъ скромнаго, бЬд- наго и проповѣдывавшаго любовь и незлобивость апо- стола Петра. Хотя, умирая, Григорій и говорили: «Я любили право и ненавидѣлъ несправедливость, и отъ того умираю ви изгнаніи», но этими словами не нужно придавать никакого значенія. Ви какой сте- пени Григорій любили правду и уважали человѣче- ское право, которое ему, какъ главѣ церкви и чело- вѣку си большими способностями, было, разумѣется, понятнѣе, чѣми разными темными бернардинамъ и домпниканамъ, можно видѣть изи того, что они счи- тали библію книгой опасной и не хотѣли, чтобы еван- геліе читали кто нпбудь другой, кромѣ духовенства. Когда чешскій князь просили у него позволенія удер- жать ви богослуженіп славянскій языки, то они отвѣ- чяли ему: «Я не могу согласиться на твою просьбу: Всемогущему угодно было, чтобы нѣкоторыя мѣста священнаго ппсанія были темны, потому что, дѣлаясь для каждаго ясными и понятными, оно потеряло бы свою важность и значепіе п могло бы ввести ви ошибку людей, мало знающпхи писаніе. Ви пзвпненіе и оправданіе твоей просьбы нельзя приводить того, что нѣкоторые благочестивые люди согласились на это и молча терпѣли его, потому что церковь въ своемъ младенчествѣ допускала многое, что впослѣдствіи, си утвержденіемъ и распространеніемъ хрпстіанства, пзмѣнено вслѣдствіе старательнаго пзслѣдованія». Вотъ каковъ были этота воинственный геній, воображавшій себя кроткой овцой и заіцптникомъ правды и нравственности. Жизнь Григорія, полная самыхъ соблазнительныхъ скандаловъ, порожден - ныхъ его безграничными честолюбіемъ п стремленіемъ къ господству, казалась людями того желѣзнаго вѣка благочестивой борьбой, и нашлось много люден, счи- тавшихъ Григорія святыми и мученикоми. Никто изъ этихъ почитателей честолюбиваго папы не умѣлъ по- нять, что вся яшзпь Григорія состояла изи безпре- рывнаго ряда темныхъ замысловъ и еще болѣе тем- ными дѣли, направленныхи къ удовлетворенію его лпчныхи выгодъ. Въ ученіи іезуптови мгновенный порывъ Григорія, вызванный горячностью и необду- манностью, сложился ви твердый руководящій ирпн- цппъ, что всѣ средства хороши, лишь бы достигнуть цѣли. Борьба Грнгорія съ императоромъ п стремленіе ки міровому господству породили цѣлую систему, ко- торой держались всѣ послѣдующіе папы, постоянно враждовавшіе со свѣтскою властью и желавшіе быть выше ея. Просвѣщеніе масси выиграло тоже не болѣе отъ властолюбивыхъ наклонностей римскаго двора, таки рѣзко выяснившихся политикой Григорія YI1. Сами глава церкви признавали, что массы должны ходить во тьмѣ и не должны понимать священнаго писанія, не должны читать даже евангелія на понятномъ для нихъ языкѣ, а только служить слѣпыми орудіями ка- толическпхъ. духовныхъ въ пхъ свѣтскпхъ интере- сахъ. Григорій хотѣлъ создать изъ римской церкви имперію съ первосвященникомъ во главѣ, управляе- мую самыми пагубными средствами, какія только можно придумать. Ему хотѣлось загасить въ людяхъ весь человѣческій смысли, все, что отличаетъ ихъ ота безсловесныхъ животяыхъ, и, превратпвъ такими образоми въ обширное стадо, отдать его въ опеку не менѣе невѣжественныхъ монаховъ. До чего можети доводить чисто-теократическое- управленіе, опыта показали въ Перу, гдѣ іезуиты осуществили самыми послѣдовательнымъ образоми мысль Григорія. Іезупты, забравъ ви свои руки всю свѣтскую и духовную власть, превратили всю страну въ одну обширную земледельческую колонію. Всѣ ра- боты земледѣльческія, промышленный, фабричныя, ремесленный производились поди управлевіемъ и надзоромъ отцовъ іезуптовъ. Въ каждомъ селевіи были свой особенный управитель, распоряжавшийся жителями, какъ своими рабами. Все, что они выра- батывали, поступало въ общественный магазпнъ, и оттуда выдавалось жителями все необходимое;, остальное продавалось, и деньги обращались въ госу- дарственную кассу. Въ каждомъ селеніи были заве- денъ порядокъ рабочаго дома, все дѣлалось позвонку,, въ назначенные для того часы, и однообразіе и скука были непроходимыя. Говорить, что матеріаль- ное благосостоякіе края возросло необычайно, что въ странѣ не было ни нпщихи, ни бѣдныхъ, а каждый имѣли все, что ему было необходимо для совершенно обезпеченнаго существованія. Не было только од- лого — свободы совѣсти, свободы мысли и свободы дѣйствія, и люди были доведены до состоянія домаш- нпхъ жпвотныхъ. Къ счастію для жителей, іезуит- ское управление продолжалось недолго. Разумѣется, Грпгорій не хотѣлъ устроить изъ Европы подоб- ную мастерскую, да было и мудрено устроить фаб- рику со ста мплліонами рабочихъ; но Григорій явился самыми сильными представителемъ идеи раб- ства. перенесенной въ область церкви. Указывая на Григорія VII, какъ на причину велп- каго зла, явившагося въ отношеніяхъ церкви ки мі- рянамъ, мы вовсе не думаеми сказать этпмъ, что Грп- горій были исключительными и первоначальными творцомъ подобныхъ вредныхъ для цивилизаціи стремленій. Грпгорій только соединили въ себѣ мно- гія черты своого времени и выставили ихъ напоказъ міру въ Оолѣе яркомъ свѣтѣ. Грпгорій со своими стремленіямк были такими же создаиіемн своего вѣка, какъ Александр! Македонский и Карлъ Велп- кій. Всѣ онп дѣлалп безсознательно то, что не менѣе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1