Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

83 СТАТЬИ ИСТОРИЯ Е С К I Я. 84 тическаго характера церковь обыкновенно станови- лась на сторону свѣтской власти. Бывали пногда случав, когда церковь защищала пародъ протнвъ дурного управленія; случалось даже, что она по- буждала народы къ открытому возстанію протнвъ свопхъ государей, но всѣ эти случап составляютъ частности, не измѣняющія общаго правила, которое заключалось въ томъ, что римская церковь по- стоянно стремиласькъ господству надъ міромъ, по- стоянно стремилась къ власти, п когда ей приходи- лось устанавливать учрежденія, долженствовавніія гарантировать свободу народовъ противъ произвола, то церковь никогда не принимала сторону массы. Ш. Изъ числа внѣшнпхъ событій, особенно способ- ствовавшпхъ цивилизаціп, историки указываютъ на крестовые походы, устройство постоянныхъ армій и реформацію. Крестовые походы были въ сущности обширными путешествіемъ, предпринятымъ вдругъ цѣлыми мас- сами населенія п продолжавшимся почти 200 лѣтъ, разумѣется, съ большими промежутками. Первое влія- ніе такого передвиженія заключалось въ томъ, что люди увидѣли новыя страны, новые обычаи и по- знакомились съ чуждой пмь дотолѣ цившшзаціей. Европейцы приходили въ изумленіе отъ того, что они видѣли на Востокѣ, отъ богатства и утончен- ныхъ нравовъ мусульманъ. Это знакомствосъ непз- вѣстными странами н новой природой расширило кругозоръ европейцевъ, возбудило въ ннхъ новыя потребности и установило небывалый до того сно- шенія, какъ торговый, такъ и полптическія. Многіе отважные люди отправлялись въ самую глубь Та- таріи, иные оставались тамъ навсегдаили умирали, другіе возвращались, плѣняли своими разсказами и оппсаніями воображеніе подобныхъ же нмъ смѣлыхъ искателей приключеній, и, такпмъ образомъ, знаком- ство съ Востокомъ внесло въ европейский міръ много новыхъ знаній, усилило торговыя сношенія и способ- ствовало увеличенію матеріальнаго благосостоянія. Другое вліяніе крестовыхъ походовъ заключалось въ томъ, что народы, знавшіе о Римѣ и о папѣ, какъ о чѣмъ-то отдалеиномъп недоступномъ, пройдя теперь огромными полчищами чрезъ вѣчный городъ, который лежалъ на пути крестоносцевъ,познакоми- лись лично со столицей христіанскаго міра, съ ея обычаями, узнали кое-что о жизни папъ, кардина- ловъ, объ пхъ политпкѣ и хотя чрезъ это не утра- тили релпгіознаго чувства, не измѣнилп своихъ ре- лигіозныхъ идей, но стали смотрѣть на религіозные- вопросы и на церковь нѣсколько свободнѣе и шире. Почти два вѣка постоянныхъ путешествій и зна- комствъ съ новымп странами и идеями, ослабивъ прежній фанатизмъ и безусловное благоговѣніе предъ папскимъ велпчіемъ, дали умамъ другое направленіе и отвлекли вниманіе отъ вопросовъ исключительно Согословскпхъ къ вопросамъ. нмѣвшпмъ болѣе близ- кое отношеніе къ жптейскимъ потребностямъ. Этимъ умы подготовились уже къ принятію новыхъ ученій, который провозгласили Впклефъ, Гуссъ и Лготеръ. То, что до крестовыхъ походовъ не могло бы рѣши- тельно найти никакого сочувствія массъ, съ появле- ніемъ болыпаго свободомыслія, порожденпаго по- ходами на Востокъ, нашло такую поддержку въ на- родѣ, что дало даже возможность явиться ожесто- ченной войнѣ, созданной и поддержанной исключи- тельно народными массами. Теперь мы скажемъ нѣсколько словъ объ устройствѣ постоянныхъ войскъ, чтобы воротиться снова къ оставляемому нами вопросу. Устройство постоянныхъ войскъ было вызвано пзобрѣтеніемъ пороха и огнестрѣльваго оружія. Это изобрѣтеніе измѣнпло совершенно характеръ войны и потребовало отъ войска совершенно новаго обра- зованія. Нужно было ознакомиться съ употребле- ніемъ огнестрѣльнаго оружія и владѣть достаток- нымъ навыкомъ, чтобы быть полезнымъ на войнѣ. Кромѣ того, дороговизна новаго снаряда дѣлала за- труднительнымъ пріобрѣтеніе его всякпмъ ополчен- цамъ, изъ которыхъ составлялись прежде арміи.. Вотъ причины, почему преншія милиціи стали за- мѣнять постоянными войсками. Честолюбцы, разу- мѣется, воспользовались ими во вредъ народамъ; но- польза этого новаго порядка заключалась въ томъ,. что воинами стали только нѣкоторые, а не всѣ,. какъ это было прежде; занятія раздѣлилпсь рѣзче; одни сдѣлались постоянными солдатами, другіе — постоянными экономическими производителями, и вслѣдствіе этого явилась для общества та же выгода,, какая получается отъ всякаго раздѣленія труда. Подобную же пользу принесли и крестовые по- ходы. Многіе рыцари, нуждаясь въ деньгахъ, по- распродали свои земли; многіе не воротились, — имѣ- нія ихъ- точно также были проданы. Такимъ обра- зомъ, значительный пространства земли, принадле- жавшія прежде немногимъ, разбились на неболыпія владѣнія, и число земельныхъ собственниковъ уве- личилось значительно. Подобное лее явленіе повтори- лось во Франціи въ концѣ прошедшаго столѣтія — когда конфискованный церковный и дворянскія пмѣ- нія были проданы съ аукціова мелкими участками — и привело къ тому же результату. Собственность распредѣлплась равномѣрнѣе, число богачей умень- шилось, но зато и убавилось число бѣдняковъ, и стало больше людей зажиточныхъ, Увелпченіе числа мыслящихъ людей, вызванное крестовыми походами и устройствомъ постоянныхъ войскъ, создало значительную массу людей, спо- собныхъ оцѣнить всю справедливость ученія рефор- маторовъ. Первымъ болѣе замѣтнымъ изъ ннхъ явился англи- чанпнъ Виклефъ. Онъ доказывалъ необходимость преобразованія церкви въ ея устройствѣ и вѣроуче- піп; онъ отвергалъ папскую власть, монашество, возставалъ вротивъ пкоиъ и поклоненія святымъ; отрицалъ исповѣдь, безбрачіе духовенства. Какъ ре- форматора Виклефъ выступилъ съ переводомъ би- бліп на англінскій языкъ и съ катихизисомъ собствен- на™ сочиненія. Ученіе Впклефа встрѣтило большое сочувствіе въ Вогеміи, гдѣ профессоръ пражскаго университета ИванъГуссъ, человѣкъ высокой уче- ности и чистой нравственной жизни, давно уже воз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1