Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

J 87 статьи историческія . 88 клонностямп. Понятно, что разврата, существовав - шій въ мірѣ, развратъ, находпвшій себѣ усердныхъ поклонниковъ даже между кардиналами и папами, скоро пріютился п за монастырскими стѣнами и разросся, наконецъ,до такпхъ размѣровъ, что воз- будилъ общее негодованіе. Болѣе нравственные свѣт- скіе и духовные владыки думали много разъ объ пскореневіп злоупотребленій, введенныхъ въ като- лическую церковь безпутствомъ этнхъ людей; соби- рались даже соборы, но изъ этпхъ попытокъкъ ре- формамънс вышло, дайнемогло выйти ничего. Го- раздо дѣйствительнѣе оказалось общенародное дви- жете. Какъ прежде благочестивые люди учреждали монастыри, чтобы скрыться отъ мірского разврата, такъ теперь міряпе вооружились протпвъ монасты- рей. Это былъ въ новой формѣ протеста стопковъ противъ эпикурейцевъ. Первые протесты мірянъ, выразившіеся, напрнмѣръ, въ манпхеизмѣ, съ его строгпмъуставомъ, или въ альбигойской сектѣ, привели къ кровавымъ сценамъ, гдѣ эпикуреизмъ одержалъ верхъ надъ стоицизмомъ. И манпхеи, и альбигойцы отличались между тѣмъ самойстрогой нравственностьюи, по чистотѣ своего житія, стояли далеко выше тѣхъ, кто высылалъ противъ нпхъ войска, и тѣхъ, кто томплъпхъ въ тюрьмахъ инкви- зиціп. Почему же одержали верхъ не тѣ, чьи стре- мленія были чище и чья жизнь была нравственнее? Чтобы опредѣлнть, почему является въ жизни на- родовъ перевѣеъ тѣхъ пли другихъ обстоятельствъ, нузкно знать, пзъ какпхъ факторовъ сложились самое обстоятельство и его количественный размѣръ. Евро- пенскія государства основали варвары — люди, не знавшіе другого права, кромѣ матеріальной силы. Грубость чувствъ п насиліе лежаливъ основѣ всѣхъ частныхъ и общеетвенныхъ отношеній того времени. Люди, стоявшіе высоко во главѣ свѣтскаго и духов- наго управленія, не дѣлали исключенія изъ этого правила; они были такіе же дикари, какъ и всѣ остальные, и внѣшнін лоскъ, и утонченная жизнь не умягчали пхъ чувствъ. Въ Европѣ повторилось то же, что составляло такое обыкновенное явленіе въ послѣднія времена древняго міра: самыя грубыя, безчеловѣчныя понятія жили рядомъ съ внѣшнею роскошью, изысканными манерами,изящнымъ обра- щеніемъ и утонченными свѣтскпми иршшчіямп. По- ведетеи образъ мыслей составляли самый рѣзкій контрастасъ внѣшнпмъ лоскомъ жизни. Въ Карлѣ Великомъ и Григоріи VII, несмотря на весь ихъ умъ, было три четверти самаго грубаго, варварскаго содержавія. Не говоримъ уже про остальныхъ. Всѣ были дикари и всѣ вели себя, какъ дикари. Ученіе о любви, кротости, равенствѣ, умѣреннон, добродѣ- тельной жизнп, упавши на такую почву, не могло принести плодовъ; съ нимъслучилось то же, что съ цивилизаціей, прикрывавшей внѣшнсю утонченно- стью манеръ и образа жизни самые грубые поступки и мысли. Но и лучіпія понятія до-хрпстіанскаго міра не исчезли, — они воіплп въ Европу вмѣстѣ съ христианской философіей. И вотъ отдѣльные умные люди стализаявлять свой протестапротивъ варвар- ства пустынножительствомъ и удаленіемъ отъ со- блазновъ свѣта. По самому свойству побуліденій, вы- зывавшнхъ оппозицію, людей, способныхъ на про- теста подобнаго рода, было немного. Они стояли особнякомъ, составляя небольшую кучку и изолиро- ванное явленіе. Чтобы число ихъ могло увеличиться, нужны были особенноблагопріятныя обстоятельства, а обстоятельствъ такпхъ было мало. Еслибы можно было опредѣлить точной цифрой число людей со стоическимъ образомъ мыслей, яшвшихъ въ то время, читателюстало бы совершенно ясно, почему люди этого сорта не могли пмѣть никакого влія- нія на ходъ событіп. Но цифры этой опредѣлпть нельзя, точно также, какъ нельзя указать, ка- кпмъ миожителемъувеличивалась геометическаяпро- грессія такпхъ людей. Можно сказать только одно, что множитель былъ крайне малъ, и, еслибы не особенный событія, вродѣ крестовыхъ походовъ, увеличившихъ вдругъ значительное число благо- состоятельныхъи понимающпхъ людей, то прогрессъ шелъ бы черепашьпмъ шагомъ, потому что отдѣль- ныя обстоятельства, помогавшія цнвилизаціп, на- примѣръ, открытіе серебряныхъ рудниковъ въ Са- ксоніи, возвыснвшія мѣстное благосостояніе, не могли имѣть шпрокаго и общаго вліянія. Примѣръ силы геометрическаго возрастанія обще- ства въ одномъ взвѣстномъ направленіп, когда нѣтъ спльныхъ помѣхъ развптію, представляютъ Сѣверо- Американскіе Штаты. Это быстроеразвитіе общества можетъ казаться чрезвычайнымъ и даже непонят- икмъ только тѣмъ, кто невнпкалъ въ формулу гео- метрической прогрессіп. Прайсъ на геометрической прогрессіп основалъ свой проекта выкупа англій- скаго долга. Проекта этотъ весьма проста. Если на выкупъ долга положить въ банкъ, полояшмъ, 1.000.000 рублей и не трогать ни капитала, ни наростающпхъ на него процентовъ,то при 4°/ 0 ка- питаль будетъ удваиваться въ 16 лѣтъ, и явится такая прогрессія: въ первый годъ 1м., чрезъіб — 2 м., 32—4 м., 48—8 м., 64—16 м., 80— 32 м., 96 — 64 , 112 — 128 м.... и черезъ 160 лѣтъ — одпнъ мильярдъ двадцать четыре мплліона. Вотъ та сила геометрической прогрессіи, по кото- рой совершается въ природѣ роста всего, если этому росту не мѣшаютъ никакія препятствия. Законъ геометрической прогрессіп объясняетъ вполнѣ, почему ИванаГусса и Іеронпма Пражскаго сожгли, и почему последователи пхъ не могли устоять противъ людей иного образа мыслей, и по- чему чрезъ 130 лѣтъ противники папства и всѣхъ его злоупотребленій взяли верхъ надъ своими врагами. Въ настоящее время по тому же закону геометрической прогрессіи явилась уже такая масса людей иного образа мыслей, что свѣтское влады- чество папы уже не существуетъ. а теологическіе вопросы не волнуютъ никого въ такой степени, какъ это было лѣтъ триста назадъ. Реформація, гдѣ Лютеръ явился только предста- вителемъ людей однпхъ съ ннмъ стремленій, пмѣла, разумѣется. большое значеніе, потому что ею выра- зилось, такъ сказать, оффпціальное признаніе иного образа мыслей. Протестанты существовали въ Ев- ропѣ постоянно, разныя мелкія секты — альбигойцы, виклефиты, лолларды, гусспты — • все это были

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1