Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

93 94 ТРИ НАРОДНОСТИ. (По поводу введенія въ «Исторію девятнадцатого вѣка» Г. Гервинуса. 1864. г.). Введеніе въ «Исторію XIX вѣка» Гервпнусъ наппсалъ еще въ 1852 году, т. е. вскорѣ послѣраз- ныхъ печальныхъ событій, происходившпхъ въ За- падной Европѣ. Составляя начало обшпрнаго труда,оно бы и должно явиться вмѣстѣ съ псторіей, которой служптъ на- чаломъ; между тѣмъ Гервинусъ издалъ его въ видѣ отдѣльнаго сочиненія, и въ такое время, когда еще и самъ не былъ увѣренъ, что его «Исторія XIX вѣка» появится скоро. Главная прпчппаэтого заключалась въ томъ, что нѣкоторые изъ друзей Гервинуса, позна- комившись съ содержаніемъ введенія, наіплп, что «оно можетъ послужить къ возстановленію пошат- нувшегося довѣрія людей къ ихъ будущему, можетъ поднять упавшую вѣру въ настоящее, приготовить убѣжпще надеждамъ тѣхъ, которые потерпѣли кру- шеніе въ послѣдніе годы». Такая задача слишкомъ широка и обширна и по существу разрѣшена быть не можетъ. Впрочемъ, самъ Гервинусъ не прпдавалътакого значенія сво- ему введенію: пздавая его, онъ уступилъ желанію людей, которыхъ глубоко уважаетъ, и которые по- лагали, что «Введеиіе» должно дать силу людямъ, утратившпмъ всякую энергію п впавшпмъ въ мало- душіе и отчаяніе. Что же касаетсясамого Герви- нуса, то, какъ онъ говорптъ, «историческія раз- мышленія избавили его оть пламенныхъ ожнданій, волнующпхъ другпхъ, и тѣмъ предохранилиотъ мно- гпхъ заблужденій. Хотя изученіе исторіп заста- вляетъ отказаться отъ нетерпѣлпваго ожиданія бы- стрых» политпческпхърезультатовъ, однако, вмѣ- стѣ съ тѣмъ научаетъ смотрѣть съ улыбкою состра- данія на преходящіе успѣхи п суетноеторлшство господствующихъ партій, заставляетъ отказаться отъ убѣжденія, что событія міра зависятъ отъ кап- риза нѣсколькпхъ лицъ п образуются ихъ произво- ломъ». Во всемъэтомъ Гервинусъ впдитъ основаніе для такого рода размышленій, которыя доставляли ему утѣшеніе и поддержку, которыя, быть можетъ, доставятъ то же самое и читателямъего исторіи. Подобный взглядъ на псторическія событія несо- ставляете лпчной особенностиГервинуса: точнотакже смотрѣлъ на вещп и Шлоссеръ, который «укры- вался въ сѣнь внутренняго міра каждый -разъ послѣ того, что дерзалъ выходить на дневной свѣтъ жизни». Точно также смотрятъ и многіе другіе люди. Но этотъ взглядъ есть уже своего рода аскетизмъ. Чтобы дожить до него, нужно не только потерпѣть много неудачъ п разочарованій п, отказавшись отъ на- стоящаго, смотрѣть съ вѣрой въ свѣтлое земное будущее, но и имѣть еще особенную способность. Такой душевный мпръ, такое отреченіе отъ насто- ящаго — сохранивъ притомъ всю сердечную тепло- ту п всѣ спмпатіи къ благородвымъ п справедлп вымъ стремленіямъ людей — можетъ быть удѣломъ только лучшихъ личностей. Во всякомъ случай, это — уже отступлевіе, это — сознаніе своего безсплія, это — уже желаніе найти для себя спокойный уголокъ, чтобы оттуда, какъ изъ форточки, смотрѣть нато, что дѣлается въ мірѣ. Поэтому понятно, что подоб- ное утѣшеніе, доставляемое историческимиразмы- шленіямп, и можетъ быть доступно не всѣмъ, п средство, придуманноедрузьями Гервинуса, во вся- комъ случай, не универсальное, тѣмъ болѣе, что оно — разсматриваемое собственно, какъ историческое утѣтпеніе — не даетъ отвѣтовъ на многіс вопросы. Обстоятельство, побудившее друзей Гервпнуса дать людямъ историческое утѣіпеніе, составляетъ вовсе не новое явленіе. Разумѣется, если людямъ нельзя предложить нпчего иного, то хорошо и это средство, потому что вѣра въ прогрессъ всетаіш лучше безвыходнагостраданія, безъ всякой надежды на перемѣну, — • страданія, безъ всякой перспе- ктивы, кромѣ непроходимагомрака, не имѣющаго ни одной свѣтлой точки, которая, указывая путь жизни, влекла бы и манилакъ себѣ. Но подобное историческое утѣшеніе не дости- гаетъ своей цѣлп, — по крайней мѣрѣ, до спхъ поръ оно не уменьшало числа энтузіастовъ и мечтателей и не прибавляло вообще людямъ ума и гуманности. Поэтому, кто желаетъ убѣіить людей въ невозмож- ности измѣнпть ходъ исторіи или дать ей обрат- ное двпженіе, тотъ долженъ предлагать ученіе о прогрессѣ не тймъ, кто упалъ духомъ, а тѣмъ, кто смотритъна прогрессъ нѣсколько иными глазамии понимаетъего, некакъ цѣль высіпаго индивидуальна™ развитія и общей пользы, а какъ стремленіе къ выгодѣ нѣкоторыхъ. Для такихъ людей исторпческіе уроки нужны и полезны, потому что они поселяютъ свѣтъ тамъ, гдѣ его не было, и научаютъ людей пони- мать то, чего они не понимали. Что же касается энтузіастовъ и мечтателей, то историческое благоразуміе, достающееся людямъ уже въ то время, когда энтузіазмъ и мечтательность уступилисвое мѣсто разсудочностп,едва ли можетъ имѣть къ нимъ какое нибудь отногаеніе. Энтузіасты, по особенностямъ своей натуры, составляютъ исклю- чительную породу, и они были во всѣ времена, начи- ная съ самой глубокой древностпи до пашпхъ дней. Число ихъ въ пзвѣстный историческій момента мо- жетъ увеличиваться пли уменьшаться, смотряпо бо- лѣе пли менѣе благопріятнымъ для нихъ обстоятель- ствамъ;но они будутъ существовать и появляться до тѣхъ поръ, пока историческое развптіе будета идти скачками. Въ Сѣверо-Американскпхъ Соединенныхъ Штатахъ почтине знаютъ подобныхъ людей. Аме- рика не знаетъ ни классовъ, ни сословій; протпво- положнымъ интересамълицъ и мѣстностей предо- ставлена полная возможность заявлять всѣ свои нужды, требованія и стремленія; всякій голосъ, вся- кое мнѣніе выражаются свободно, и если въ нпхъ найдется какой нибудъ полезный, практический ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1