Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

риха VIII, который показал! практически и яснѣе всѣхъ, что дальновидность Лютера была совсѣмъ не такъ велика. Извѣстно, что въ религіозныхъ войнахъ и мирныхъ договорахъ XVI и XVII столѣтій дѣло шло не о свободѣ исповѣданія каждого отдѣльнаго гражда- нина, а о свободѣ государей производить у себя ре- лпгіозныя реформы. До чего подобное прптязаніе го- сударей того времени, явившееся единственно вслѣд- ствіе ученія Лютера, могло быть вредно общему ходу цивилизаціи, обнаружилось въ произвольныхъ мѣ- рахъ Генриха VIII. Уничтоживъ супрематію папы, онъ замѣнплъ еесвоимъ всемогуществом!, и соедине- ніемъ въ своемъ лпцѣ всей духовной и свѣтской вла- сти. Генрихъ только перевесь власть отъ папы на себя и затѣмъ оставилъ церковь въ ея прежней ка- толической неподвижности. Чтобы покончить съ этимъ зломъ, достпгшимъ крайняго произвола и насялія при ирееннпкахъ Генриха VIII, должна была явиться англійская революція. Германія, правда, спасласьотъ подобныхъ край- ностей, но она спаслась отъ нихъ вовсе не вслѣд- ствіе дальновидности Лютера, а по особеннымъ усло- віямъ герыанскаго народнагодуха, о которыхъ мы будемъ говорить послѣ. Лютеръ, устроивъ реформу, ограничпвалъ свою дѣятельность исключительно церковными дѣламп. Между тѣмъ всѣ обстоятель- ства общественной жизни были такого рода, что требовали коренныхъ преобразованій во всемъ. На- родъ териѣлъ страшно отъ рыцарей и дворянъ, отъ ихъ произвола и грабительствъ, отъ усилен- ныхъ податей и пошлпнъ. Страданія были велики, а между тѣмъ Лютеръ не только не обратилъ на нихъ своего вниманія, но еще обрушился всею силою своего авторитета на тѣхъ, кто вздумалъ заявлять требованіе полатическпхъ реформъ, и благосло- влять людей на истребленіе несчастныхъ крестьянъ, когда они, выведенные изъ себя, поднялись про- тпвъ свопхъ притѣснптелей. Лютеръ поднялъ знамя громаднаго насильствен- наго переворота, переворота хотя и весьма плодо- творнаго по своимъ посдѣдствіямъ, но тѣмъ не ме- нѣе всетаки насильственнаго;и въ то же время онъ обнаруяшлъ такой абсолютпзмъ, что не терпѣлъ ря- домъ съ собой никакого другого реформатора: какъ только являлся кто нибудь другой, желавшій идти нѣсколько дальше и распространить преобразованіе на другія стороны общественной жизни, Лютеръ старался сдерживать ихъ всѣми мѣрамп, какими онъ только могъ располагать. А меяеду тѣмъ въ требованіяхъ этихъ людей было столько сираведли- ваго и возможна™, что остается жалѣть объ абсолю- тизмѣЛютера и о томъ упорствѣ, съ какимъонъ нехо- тѣлъ признавать правды, еслиона шла не отъ него. Мечтатели и энтузіасты того времени — о кото- рыхъ Лютеръ говорилъ, что они захватываютъ сдпш- комъ далеко — дѣйствительно въ нѣкоторыхъ слу- чаяхъ стремилиськъ тому, что невозможно еще и въ наше время, но большею частью они желали весьма возможнаго. Уничтоженіе крѣпостной зави- симости, стѣснителыіыхъ налоговъ, возвраіценіе не- справедливо захваченных! общинныхъ имуіцествъ, возвагражденіе за вредъ, наносимый охотою, отмѣна лпчнаго заключенія, когда представится поручи- тельство, опредѣленіе податей сампмъ народомъ и т. п. заявленія, высказанныя во время крестьян- ской войны въ разныхъ ирокламаціяхъ, были, ра- зумѣется, осуществимы во многпхъ мѣстахъ. И тѣмъ не менѣе, людей, высказавшпхъ подоб- ный мысли, Лютеръ счпталъ всетаки мечтателями не помогъ пмъ ничѣмъ, ограничивая свою дѣятель- ность исключительно церковной реформой. Понятно, что при общемъ возбужденіп умовъ, ояшдавшпхъ болыпаго и стремившихся къ болѣе совершенному быту, чѣмъ какой существовалъ, было весьма есте- ственно явиться мыслителямъ, которые отнеслись критически ко всѣмъ вопросамъ общественной жизни и пожелали реформъ болѣе глубокпхъ и широкпхъ. Людямъ казалось, что наступило время полнаго обновленія всей гражданской и церковной жизни. «Нѣкоторыя отдѣлыіыя секты, нѣкоторые передовые умы. — говорить Гервинусъ,' — въ самомъ началѣ ре- формами стремилисьускорить результаты новаго направленія, которые должны были быть для нихъ только отдаленною цѣлью. Ужъ тогда былъ начер- танъ весь кругъ церковныхъ и государственныхъ. требованій, которыя только отчасти были испол- нены послѣ государственныхъ переворотовъ въ Америкѣ и Франціи, и даже до нашего временине вездѣ и не всѣ еще получили удовлетвореніе. Въ релпгіозной сферѣ нѣкоторые энтузіасты и анабап- тисты уже создали понятіе раціональнаго очшценія хрнстіанства и его формъ, — идею, которая впервые могла быть осуществленатолько правнуками пропо- вѣдниковъ, выселившихся въ Америку. Въ строгой послѣдовательности развивая ученіе Лютера о все- общем! священствѣ всѣхъ христіанъ, они хотѣлп, чтобы церковвыя дѣла рѣшались собраніями свѣт- скихъ лицъ, чтобы священники избирались общи- ною. Они уже тогда сформировали положенія новѣй- шаго раціонализма, ибо требовалисвободна™ пони- манья св. писанія, ставили Св. Духа выше писанія, а подъ Св. Духомъ разумѣли не болѣе, какъ духов- ную силу и разумъ человѣка; въ вѣрѣ впдѣли только любовь, доказываемую дѣлами, въ Хрпстѣ — только божественный образецъ для человѣческой жизни и въ причащеніи — только воспоминаніе о немъ. Рядомъ съ этими релпгіознымп новбвведеніями и планы политическихъ реформъ развивались до самыхъ демократпческпхъ результатовъ, которымъ на дѣлѣ суждено было исполнитьсятолько гораздо позже. ..» Во времена Лютера все это называлось энту- зіазмомъ и мечтами, и Лютеръ потратилъ немало самыхъ крупныхъ выраженій, чтобы побѣдить противниковъ, захватывавших! дальше его. А между тѣмъ въ этихъмечтахъ выразилось не больше, какъ логическое развитіе началъ, высказанныхъ Люте- ромъ, которыя въ наше время получили уже во многихъ мѣстахъ практическое прпмѣненіе. Несмотря на осторожную и закрѣпляющую систему дѣйствій Лютера, реформація составляет! величай- шую историческую заслугу Германіи, самоеважное по своимъ послѣдствіямъ проявленіе нѣмецкаго генія. «Что дало германской реформаціп,— говорить Гервпнусъ, — такое прочное основаніе и сообщило ей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1