Кризис русской школы

г. Шварца, и обнимаетъ собой всѣ виды школы. Но такъ какъ главный натискъ реакціи былъ обращенъ на университеты, раз- громъ которыхъ при г. Кассо отодвигаетъ далеко на задній планъ прочія событія школьной жизни, то всему сборнику пред- посылаются три статьи общаго характера по университетскому вопросу: оиѣ даютъ для послѣдующаго изложенія теоретическая рамки и историческую перспективу. Въ виду того, что реак- ціонной бурей задѣтъ былъ также молодой московски! городской университетъ имени А. Л. Шанявскаго, въ число статей вклю- ченъ и очеркъ его возникновенія. Хронологически повѣсть эта относится еще къ предшествовавшему періоду: но внутренняя связность сборника, — какъ, вѣроятно, всякій читатель согла- сится, — отъ этого нимало не страдаетъ. Выходъ въ свѣтъ сборника намѣренно мною пріуроченъ къ третьей годовщипѣ крушепія московскаго университета. Бли- жайшая цѣль настоящаго изданія — не давать обществу забыть объ этой ката-строфѣ, возстановить передъ глазами ея картину, обнаружить ея глубокія причины и оживить въ сознаніи, какія цѣнностп оказываются ставкой при борбѣ за свободу высшей школы. Но злободневный характеръ этихъ статей, — какъ я по- зволяю себѣ думать, — все же не лишаетъ сборники извѣстной доли научнаго значенія. Русскую современность вездѣ, гдѣ можно, я стремился показать на фоііѣ общаго развитія образо- вательныхъ учрежденій въ культурныхъ странахъ, что уже давно составляетъ предметъ моихъ спедіальныхъ историческихъ занятій. Н. Сперанскій. Москва, 1 февраля 1914 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1