Кризис русской школы

— 86 — преграды на прямой его дорогѣ? Зачѣмъ министръ стѣсняеты его дѣятельность на поприщѣ, гдѣ русское общество имѣеты основаніе ждать всего больше отъ его ума, познаній и таланта г Отвѣтъ тутъ можетъ быть одинъ. А. А. Кизеветтеръ позволилъ себѣ роскошь выработать не только собственные ученые, но и собственные политическіе взгляды и имѣлъ смѣлосгь высказы- вать ихъ всюду, — въ общественныхъ собраніяхъ, въ Государ- ственной Думѣ и въ печати. А Дакъ какъ взгляды эти не таковы, чтобы сходиться съ видами сферъ, гдѣ обитаютъ гг. мини- стры, то г. Шварцъ и не наиіелъ возможнымъ утвердить выборы А. А. Кизеветтера на каѳедру въ московскомъ уииверситетѣ. Для г. Шварца это опять-таки вытекаетъ изъ принципа: политикѣ не должно быть мѣста въ школѣ... Но что же это за невозможная игра словами! По Петербургу ходятъ упорно слухи о близкомъ выходѣ вы отставку г. Шварца. Много ли найдется у насъ людей, кото- рые отнеслись бы съ огорченіемъ къ подобной вѣсти? Два съ половиной года стоить г. Шварцъ во главѣ своего вѣдомства, — и что оно собою представляетъ ? Г. Шварцъ взялъ въ руки власть въ моментъ высоко отвѣтственный, но и высоко благодарный. Послѣ конвульсій, въ которыхъ она билась при освободитель- номъ движеніи отъ яда, вошедшаго въ ея кровь за время господства стараго режима, русская школа успокоилась и жа- ждала реформы. Школа устала питаться хотя бы и справедли- вой злобой. Вездѣ царило желаніе приняться за созидательную работу, за пополненіе уроновъ и ущербовъ, нанесенныхъ школѣ тѣмъ долгимъ временемъ, когда въ ней все должно было уступать мѣсто политикѣ, когда не было жертвъ, которыхъ ее не за- ставляли бы приносить Толстые и Деляновы Молоху съ именемы «политическая благонадежность». И школѣ дружественно про- тягивало руку молодое народное представительство, гдѣ даже теперешнее угодливое передъ правительствомъ большинство, по- видимому, ясно сознаетъ, что съ старой школой новая Россія жить не можетъ. Много ли надо было, чтобы при такихъ усло- віяхъ нстекшіе два съ половиной года явились эрой въ исторіи министерства просвѣщенія, чтобы отъ нихъ повело свое начало непрерывно поступательное движеиіе въ жизни школы? Довольно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1