Кризис русской школы

«Я узнаю перстъ Божій въ глупости Сорбонны, — пнсалъ Воль- теръ Даламберу но случаю запрещеиія этимъ цензурными* комитетомъ невиннаго мармонтелевскаго «Велисарія». — Сорбон- на потѣшнѣе самихъ іезуитовъ и далеко не такъ сильна. Эти прохвосты — позоръ всей Франціп». Еаісъ пережитокъ сродне- вѣковья, университеты казались повсемѣстно обреченными на болѣе или менѣе скорую сдачу въ нсторическій архивъ. На родинѣ университетовъ, во Франціи, такая участь въ ісонцѣ ХА III вѣка ихъ и постигла. Въ другихъ странахъ университеты, правда, уцѣлѣли, но итальянскіе, — упавъ на степень мелкнхъ захолустпыхъ учебныхъ заведеній, англій- скіе, — превратившись изъ университетовъ скорѣе въ пансіоны для воспитанія знатной молодежи, испанскіе, — оставшись въ окаменѣломъ видѣ въ силу того, что инквизиціи удалось за- душить въ странѣ всякое движеніе свободной мысли. Только въ Гермаиіи съ конца XVII вѣка начинается возрожденіе уни- верситетовъ путемъ проншшовенія новыхъ образовательныхъ тенденцій въ старый, но сохранившій достаточно живучести университетский организмъ. ІТа пути этого возрожденія исторія отмѣчаетъ два наиболѣе важныхъ пункта: отправнымъ пунк- томъ служить возникновеніе упиверситета въ Галле; рѣшительно же германскіе университеты выходятъ на настоящую дорогу, становясь снова вожатыми всей интеллектуальной жизни, при оспованіи берлинскаго университета. И. Отъ Лейпцига до Галле — лишь полчаса ѣзды со скорымъ поѣздомъ. А между тѣмъ въ обоихъ городахъ — по знамени- тому университету* Какая неразсчетливость ! Зачѣмъ такъ близко помѣщать другъ къ другу образовательный учрежденія, призванныя служить одному и тому же дѣлу? Но двѣсти лѣтъ назадъ, когда иодъ бокомъ у Лейпцига создался новый уни- верситета въ безвѣстномъ Галле, двѣ эти высшихъ школы дѣлали далеко не одно дѣло. Галле былъ прусскій боевой уни- верситета, гдѣ Христіанъ Томазій ноднималъ иа смѣхъ всю старозавѣтную лейпцигскую университетскую премудрость, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1