Кризис русской школы
скаго университета, — «обнесли» профессора передъ королемъ, будто согласно преподающемуся имъ детерминизму нельзя наказывать дезертирующихъ солдатъ, такъ какъ побѣгъ нхъ предопредѣленъ судьбой, то Вольфъ немедленно нолучилъ суровѣйшій указъ: въ 24 часа покинуть Галле, въ 48 — всѣ прочія прусскія владѣнія; за ослушаніе — висѣлнца. Такъ Воль- фу и пришлось спасаться въ Марбургъ. Однако многовѣковый укладъ уннверситетскаго преподаванія во всякомъ случаѣ былъ сломанъ. Слѣдомъ за прусскими университетами, при конку- ренціи германскихъ государствъ въ университетскомъ дѣлѣ, на новый путь вступили и другіе. На мѣсто чтеиія и толкованія съ каѳедры «каноническихъ», «авторитетныхъ» книгъ все болѣе и болѣе становится живая человѣческая личность, а вмѣстѣ съ тѣмъ германскіе университеты снова входятъ въ русло общаго умственнаго движенія Европы. Въ концѣ XVII столѣтія такой передовой ученый, какимъ былъ Лейбницъ, брезгалъ мыслыо о преподавательской дѣятельности въ университетѣ. Къ концу XVIII вѣка на университетской каѳедрѣ мы видимъ Канта, Шеллинга и Фихте. Но какъ далеки все же тѣ школы, гдѣ велъ свое препода- ваніе Кантъ, гдѣ начали свое преподаваніе Шеллиигъ и Фихте, отъ университетовъ въ современномъ понимаиіи ихъ основныхъ задачъ. Чтобы стать ирофессоромъ, надобно было только знать и продумать литературу своего предмета. Самостоятельныхъ изслѣдованій отъ универснтетскаго преподавателя никто не треоовалъ. Въ дальнѣйшей разработкѣ представленныхъ въ университетѣ наукъ XT' III вѣкъ видѣлъ задачу ученыхъ Обществъ, — особенно правительственныхъ «Akademien der Wissenschaften». Отъ слушателей же требовалось только тол- ковое запѳмиианіе читавшихся имъ курсовъ, причемъ для госу- дарственной власти центръ тяжести лежалъ въ снабженіи сту- дентов!, свѣдѣніями, необходимыми для дальнѣйшей практи- ческой карьеры, особенно на государственной или церковной служоѣ. Это глубоко-утилитарное отношеніе полицейскаго государства къ задачѣ университетовъ въ концѣ XVIII вѣка являлось серьезной угрозой для самаго ихъ существоваиія. Къ чему это сожительство столь разнородныхъ наукъ, какъ меди-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1