Кризис русской школы

— 233 — хотя бы въ какой-нибудь изъ затѣваемыхъ министерствомъ за- граничныхъ семинарій? Но нѣтъ: напрасный трудъ. То, что мы видѣли передъ собою на петербургскомъ съѣздѣ, въ массѣ своей это — особая толстовская порода, которая всегда была антиподомъ къ истинному классицизму, къ истинно «эллинско- му» духу. Она вызывалась обратить занятія вольнолюбивой языческою древностью въ орудіе воспитанія юношества въ духѣ охранительныхъ началъ. Въ этомъ и судъ надъ ней для всѣхъ, кто дорожить дѣйствительно классической культурой. Освобо- дительное движеніе свело было ихъ со сцены. Реакція ихъ пробуета опять туда вернуть. Но не вдохнешь жизни въ кон- цепцию, которая самою жизнью осуждена безповоротно. Во времена Георгіевскаго по крайней мѣрѣ можно еще было, хотя и облыжно, ссылаться на авторитета всей Западной Европы, — облыжно, такъ какъ Европа нашего нстинио-русскаго класси- цизма у себя не знала. Теперь однако этотъ аргумента гово- рить противъ тѣхъ, кому хотѣлось бы гальванизировать трупъ монопольной псевдо-классической гимназіи стараго пошиба. Но- вый XX вѣкъ повсюду принеси съ собой п новыя формы шко- лы, поставігоъ на мѣсто прежней мопоиоліи школьнаго класси- цизма систему свободной конкурренціи взаимно уважающихъ другъ-друга и подающихъ другъ другу руку равноправныхъ школьныхъ тішовъ. Здѣсь та дорога, на которую, — какъ это призналъ самъ г. Шварцъ въ своемъ проектѣ устава средней школы, — необходимо должна выйти и Россія. Но, чтобы школа, оправившись ота пережитыхъ потрясеній, успѣшно двинулась внередъ новыми путями, необходимо взаимное уваженіе между представителями различныхъ педагогическихъ теченій и полный отказъ отъ та-кихъ замашекъ, какія проявили участники по- слѣдняго классическаго съѣзда, ободренные милостивыми вни- маніѳмъ г. Кассо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1