Кризис русской школы

— 235 — окимъ циркуляромъ зла, а мѣры противъ зла, скрывающагося въ министерскомъ цирку лярѣ. На первый взглядъ однако циркуляръ кажется довольно бсз- обиднымъ. Что онъ рекомендуетъ какъ средства для поднятія грамотности въ широкомъ смыслѣ? Прилежно проходить грам- матику, списывать въ младшихъ классахъ съ книги, обратить въ первыхъ пяти классахъ «серьезное вниманіе на заучиванье наизусть отрывковъ стихотвореній и прозы, какъ на такую мѣру, которая при надлежащей постановкѣ кромѣ развитія ме- ханической памяти содѣйствуетъ также и развитію памяти зри- тельной, имѣющей столь важное значеніе при обученіи право- писанию», а въ старшихъ классахъ задавать какъ можно больше сочинений и переводовъ письменно съ иностранныхъ языковъ, особенно съ латинскаго на русскій. При этомъ «сочиненія, какъ классныя, такъ въ особенности домашнія надлежитъ давать не только по русскому языку, но и по другими предметами: исторіи, географіи, Закону Божію и др.». Начальству же предписывается наблюдать, «чтобы преподаватели всѣхъ пред- метовъ такъ же строго слѣдили за орѳографіей (въ широкомъ смыслѣ слова), какъ и преподаватель русскаго языка, и при оцѣнкѣ письменной работы принимали во вниманіе такъ же орѳографію и языки сочиненія, какъ и его содержаніе». Такъ, совокупными усиліями всѣхъ учителей ученики гимназій прі- обрѣтутъ и твердый навыки въ правильномъ начертаніи словъ, и способность облекать свои мысли въ логически построенную рѣчь. Не будемъ возражать противъ цѣлесообразности отдѣльныхъ указаній циркуляра. Не подлежитъ сомнѣнію, напримѣръ, что письменные переводы съ древнихъ языковъ на русскій съ заботой о доведеніи русскаго текста до изящной литературной формы — упражненіе, далеко не посильное для питомцевъ русской средней школы. Во Францін, гдѣ обучался въ своей юности г. Кассо, положимъ, такія упражненія въ ходу: не надо только забывать, что близость латинскаго языка съ французскими не та, какъ съ русскими. Но, повторяемъ, сила не въ отдѣльныхъ замѣча- ніяхъ. Писать какъ можно больше сочииеній и вообще испол- нять какъ можно больше письменныхъ работъ по всѣмъ пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1