Кризис русской школы

— 236 — метамъ. Та-къ, хорошо. Но гдѣ па нихъ взять время? Чѣмъ министерство готово ради этого поступиться въ программѣ курса среднихъ учебпыхъ заведеній? Вѣдь ясно, что если учителя нсторіи, географіи, Закона Божія и другіе должны будутъ отдать часть своихъ уроковъ на работу по русскимъ сочинепіямъ, нмъ не исполнить въ положенное время ранѣе установленной программы. Что-нибудь надо скинуть. Въ зависимости же отъ этихъ скидокъ стоитъ и вся оцѣнка предложеннаго министер- ствомъ плана. Всякій учитель и безъ того работаетъ надъ общей умственной культурой своихъ питомцевъ, отъ которой пеотдѣлимо «умѣніе облекать свои мысли въ правильно и ло- гически построенную рѣчь». Какъ же подводитъ тутъ министръ балансъ возможной прибыли и неизбѣжнаго убытка? Никакъ, — и въ этомъ приговоръ надъ циркуляромъ. Можно сказать, пожалуй, что въ этомъ есть и своеобразная подку- пающая прелесть. Какимъ прекрасно душіемъ полоиъ уже пер- вый изъ восьми параграфовъ, которые онъ обнимаетъ. «Въ младшихъ классахъ среднихъ учебныхъ заведеній не- обходимо отвести должное мѣсто систематическому и основа- тельному изученію грамматики и усилить требованія по этому предмету. Это однако не должно вести къ ослабленію или уменыненію практического изученія русскаго литературнаго язы- ка путемъ чтенія литературиыхъ произведеній, а равно и пу- темъ упражненій въ устной и письменной рѣчи. Самое изученіе грамматики не должно сводиться только къ заучиванію уча- щимися наизусть отвлеченныхъ этимологичеекихъ и синтакси- ческихъ форму лъ, оторванныхъ отъ живого литературнаго язы- ка; наоборотъ, эти правила должны являться для учащихся ясными выводомъ изъ разбираемыхъ литературиыхъ образцовъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ, учащіеся должны возможно чаще упражняться въ принѣненіи ихъ на практикѣ.» Итакъ, требованія по грамматикѣ усилить, проходя ее при- томъ не сокращенными, а самыми длинными, такъ-называе- мымъ «эвристическими» путемъ. Но требованій по русскому же языку съ другихъ стороігь не ослаблять ! Нѣтъ рѣчи и о сбавкѣ требований по другими предметами. Еакъ же тѵтъ быть ?— съ отчаяніемъ спроситъ всякій преподаватель русскаго языка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1