Кризис русской школы

— 238 — „Разсказываютъ, что Императоръ Николай Павловпчъ задалъ однажды Гроту вопросъ: — Скажи, Гротъ, зачѣмъ въ русскомъ языкѣ существуетъ буква „ѣ“? — Чтобы отличить грамотныхъ отъ неграаіотныхъ, Ваше Величе- ство, — отвѣтилъ Гротъ“. «Уетарѣлая точка зрѣнія»... — иронизируетъ почтенная газета, принявъ Гротову шуточную реплику за чистую монету. О сокращены курса латинскаго языка или Закона Божія въ нашей статьѣ ничего не говорилось. Не говорилось въ ней ничего и о буквѣ гь. Но разъ уже партизаны министерства сами выкатили этого своего идола па сцену, то, можетъ быть, и съ этой стороны о циркулярѣ г. Касс-о слѣдуетъ поговорить. Министръ въ немъ оперируетъ понятіемъ «грамотность въ ши- рокомъ смыслѣ». Понятіе это не мѣшаетъ однако построже рас- членить. Тогда яснѣе станетъ роль разныхъ видовъ грамотности въ жизни средней школы. Позволимъ себѣ привести въ этой связи нѣсколько положеній, считающихся элементарными въ современной педагогической наукѣ. Главнѣйшей задачей средней школы повсюду признается образование ея питомцевъ, которое состоитъ въ развитіи вло- женныхъ природой въ человѣка духовныхъ силъ, въ доведенін іона-го человѣческаго существа до опредѣлеішаго образа , до опредѣленнаго облика, до опредѣлениой формы. По неразрывной связи между языкомъ и мыслью надежнѣйшей примѣтой успѣш- ности подобной общеобразовательной школы признается свобода и изящество въ обращеніи съ рѣчыо. Было время, когда связь эта сбивала педагогику на ложные пути. Было время, когда усиліл школы сосредоточивались па шлифовкѣ рѣчи въ убѣ- жденіи, что «разумѣніе слѣдуеть за краснорѣчіемъ, какъ тѣиь за тѣломъ». Но, къ счастью, эти преданія отошли въ сѣдую старину, и школа возвратилась къ основному греческому опре- дѣленію ея задачи: фроѵвТѵ тг улХ Xsystv, — разумно мыслить и говорить, — въ такомъ порядкѣ распола-гаетъ она свою систему. Можно ли обладать такой грамотностью въ высшемъ смыслѣ слова, не обладая твердо элементарной грамотностью, состоящей въ навыка-хъ правописанія? Вопросъ наивный для всякаго, кто сколько-нибудь знакомъ съ исторіей европейскаго образованія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1