Кризис русской школы

— 289 — Начать съ того, что тѣ же греки, которыхъ намъ и до сихъ поръ рекомендуется считать за идеально образованныхъ людей, ранѣе создали свою науку и философію, свою изящную и историческую литературу и уже потомъ, когда культура ихъ прошла чрезъ зенитъ, мало-по-малу стали интересоваться вопро- сами грамматики и правописанія. Извѣстепъ хохотъ, который вызывалъ у публики Аѳинъ великій мастеръ языка Аристофанъ пасмѣшісами надъ первыми попытками современныхъ ему уче- ныхъ создать грамматику, различивъ въ глаголѣ времепа, а въ именахъ существительныхъ — ихъ роды. Кончать же при- глашеніе историческихъ свидѣтелей здѣсь пришлось бы лишь на прошломъ XIX столѣтіи. Стоить попутно, можетъ быть, напомнить, какой «свободой орѳографін» нзъ русскихъ класси- ковъ отличался Гоголь, что не мѣшало ему быть однимъ изъ нашихъ геніальнѣйшихъ стилистовъ и, вдобавокъ, занимать ка- еедру въ 'петербургскомъ ушгоерситетѣ, — положимъ, ранѣе бе- сѣды императора Николая Павловича съ Гротомъ. Такъ, значить, вошь правописаніе изъ школы? Нѣтъ. Школа — • двуликій Янусъ. Однимъ лицомъ она глядитъ на идеалъ, къ которому желательно приблизить духовный образъ человѣка; другимъ— на общество, куда какъ членъ долженъ будетъ всту- пить впослѣдствіи ея пптомецъ, и на общественные утилитарные запросы. А съ точки зрѣпія общественно-утилитарной правопи- сание приходится въ нашъ вѣкъ придавать очень большую цѣну. «Свобода орѳографіи» влекла бы къ нестерппмымъ затрудненіямъ въ ставшей теперь столь важной области разнообразныхъ пись- менныхъ сиошеній. И школа, относящаяся черезчуръ легко къ правописанію изъ-за отсутствія въ немъ идеальпаго момента, готовить своимъ питомцамъ много непріятныхъ пспытаній въ жизни: когда дѣло заходить объ его удобствахъ, общество туго соглашается иа сдѣлки. Итакъ, по разпымъ основаніямъ тѣ два умѣнья, который сли- ваются и въ просторѣчіп, и въ циркулярѣ въ одно понятіе «грамотности въ широкомъ смыслѣ», законно культігоируются въ средней школѣ. Но это — два различныхъ умѣнья, а не двѣ стороны одного умѣнья, и если для многихъ орѳографія приходптъ сама собой при общеобразователыіыхъ занятіяхъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1