Кризис русской школы

— 240 — «слѣдуя за ними какъ тѣнь за тѣломъ», то обратное явленіе не имѣегь мѣста. Для общаго образованія усиленныя занятія пра- вописаніемъ не нужны. Мало того: они стоять съ нимъ до нзвѣстной степени въ антагонизмѣ, и не по одному тому, что отнимаютъ у другихъ болѣе умственныхъ предметовъ время: антагонизмъ проходить глубже. Но здѣсь мы предоставимъ слово крупному иностранному авторитету: на руескіе авторитеты, со- бранные въ академіи наукъ, мы не ссылаемся, такъ какъ ихъ голоса нынѣшній руководитель министерства просвѣщенія, — русскій націоналистъ изъ Берлина и Парижа, — рѣшительно не желаетъ слушать. Въ извѣстномъ предисловіи, которое онъ далъ къ Grammaire raisonnee de la langue fran^aise, составленной профессоромъ L. Cledat, Гастонъ Парисъ, свѣтило романской филологіи, такъ объясняетъ то, что въ орѳографіи есть для школы рокового. Указавъ, что существующія хитрости правописанія — плодъ из- мышлено! начетчиковъ, понятія пе имѣвшихъ .о принципахъ научнаго языкознанія, французскій академики продолжаетъ: «И вотъ на усвоеніе этой дребедени, во сто разъ болѣе за- путанной и болѣе вредной для формировки здраваго смысла, чѣмъ всѣ средневѣковыя юридическія глоссы, уходятъ въ за- нятіяхъ иашихъ малъчиковъ самые долгіе часы... Преподавать и заучивать грамматику, — вотъ что у насъ зовется препода- ваніемъ и изученіемъ французскаго языка, и мы въ книгахъ и рѣчахъ не устаемъ поздравлять себя съ прогрессоыъ такихъ занятій; мы бросаемъ взоры, полные удивленія и чуть не ужаса, на варварское время, когда не изучалась французская грамматика; мы забываемъ только, что въ это время жили лучшіе изъ нашихъ авторовъ... Гейне сказали, что если римляне за- воевали міръ, то это потому, что пмъ не приходилось учиться по-латыни; я же подчасъ испытываю искушеніе сказать, что если Паскаль, Лафонтэнъ, Боссюэтъ, Вольтеръ такъ дивно пи- сали по-французски, то это потому, что имъ не приходилось учиться грамматикѣ. Правда, они всѣ дѣлали «орѳографиче- скія ошибки», изъ-за которыхъ за двѣ строки ихъ письменной работы ихъ бы у насъ провали,™ на самомъ элементарномъ экзамейѣ; но они, можетъ быть, полезнѣе провели тѣ часы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1