Кризис русской школы

Церковь и государство въ дѣлѣ на- роднаго образованія. (Обсуждение законопроекта о начальныхъ училищахъ въ Государ- ственной Думѣ.—1910 годъ). I. — «Тогда какъ государство основано на принудительной силѣ права и преслѣдуетъ цѣли матеріальнаго благополучія гра- жданъ, церковь есть богоучрежденный союзъ духа и истины, имѣющій цѣлыо силою подвига достигнуть нравственнаго со- вершенства своихъ членовъ. Будьте совершенны, какъ Отецъ вашъ Небесный.» Съ другой же стороны: при обсужденіи во- проса о церковной школѣ не надо забывать о болѣе земной сторонѣ дѣла, — той самой, которая заставила уже давно му- дрыхъ служителей реакціи на Западѣ Европы дать духовенству титулъ «лучшаго изъ жандармовъ». — «Объединеніе церковно-приходской школы со свѣтской въ одномъ вѣдомствѣ встрѣчаетъ препятствия къ своему осуще- ствленію въ безконечпомъ различіи самой природы церкви и государства и ихъ цѣлей.» Съ другой же стороны: для отпуска государственныхъ средствъ на школы, находящаяся въ вѣдѣніи святѣйшаго синода, не встрѣчается никакихъ препятствій, такъ какъ подобныя суммы все равно «находятся подъ наблюденіемъ органовъ ■государственной власти, къ каковымъ, наравнѣ съ прочими вѣдомствами, принадлежитъ и вѣдомство православ- наго исповѣданія». — «Предпринпмавшіяся попытки объединить свѣтскія и цер- 1G*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1