Кризис русской школы

— 244 — еовныя школы вытекали изъ соображеній, въ сущности ничего общаго съ дѣломъ народнаго образования не пмѣющихъ, глав- нымъ образомъ денежныхъ.» Съ другой же стороны: горыгія жалобы, что государство отпускаетъ на приходскія школы го- раздо меньше этпхъ презрѣнныхъ денегъ, чѣмъ на мшшстерскія и земскія, откуда и получается количественное и качественное превосходство этихъ послѣднихъ. Въ старыя времена знаменитый Абеляръ издалъ надѣлавшій переполоха въ богословскомъ мірѣ трактатъ подъ заглавіемъ «Sic et Non» («Да и нѣтъ»), гдѣ извлеченъ былъ изъ боже- ственныхъ и святоотеческихъ пнсаній рядъ текстовъ, которые не легко соглашались мириться, ставъ лицомъ къ лицу. Этимъ трактатомъ, повидимому, и вдохновились поборники правъ церкви на завѣдываніе школой, продиктовавшіе думской ком- миссіп но дѣламъ православной церкви ея докладъ и депутату Львову 2-му его пространную обвинительную рѣчь. Грозная рѣчь. Гнѣвъ, правда, — плохой совѣтникъ: онъ внесъ нескончаемую путаницу во всѣ ея логическіе аргументы. Но эти аргументы каждыіі въ отдѣльности обладаютъ такимъ вѣ- сомъ, что, согласись Государственная Дума хотя бы съ однимъ изъ нихъ и отнесись къ нему вполнѣ серьезно, ей мыслимъ былъ бы только одииъ образъ дѣйствій: отчураться отъ боль- шинства коммиссіи по народному образованію, какъ отъ про- каженныхъ; заявить, что фонъ-Анрепъ и Е. Ковалевскій съ ихъ соучастниками стали для нея язычниками и мытарями, и не чинить препятствий если бы государственная власть, про- евѣіцепная указаніями св. синода, вздумала покарать этихъ преступннковъ въ полную мѣру ихъ неслыханной вины. Въ самомъ дѣлѣ, они, можно сказать, подкапываются подъ фун- дамента православной церкви. Если же церковь рухнетъ, что тогда станется съ людьми? «Тамъ, гдѣ исчезнуть богословы, исчезнетъ Божіе слово, и люди станутъ не язычниками даже, а прямо дьяволами.» Какого же снисхожденія заслуживаютъ представители народа, готовящіеся ввергнуть души мнлліоновъ въ вѣчную погибель? Но пусть имъ удалось бы оправдаться отъ этого тягчайшаго изъ обвиненій. Пусть это подрываніе основъ окажется лпшь сказкой. Стояла же, въ самомъ дѣлѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1