Кризис русской школы

— 246 — сему объединеніе сей послѣдней въ вѣдомствѣ министерства народнаго нросвѣщенія, коммиссія по дѣламъ православной церкви нисколько не стремится къ другой крайности, — къ объ- единение всего дѣла начальнаго образоваиія въ рукахъ церкви и вѣдомства православнаго исповѣданія. Suum cuique, — гово- ритъ коммиссія, и какъ неотъемлемо и безспорно вытекающее изъ учительства церкви право ея на свою школу, такъ же безспорно и неотъемлемо право государства имѣть и содер- жать свою государственную свѣтскую школу. Такое взаимное нризнаніе, охраненіе и уваженіе правъ церкви и государства можетъ повести лишь къ твердому согласно обоихъ великихъ союзовъ, предназначенныхъ одинаково служить па благо че- ловѣчества.-» Suum cuique. Если взять эту формулу въ смыслѣ «Кесарево кесарю и Божіе Богу», то кто же не согласенъ былъ бы съ такимъ рѣшеніемъ вопроса. И будто бы проектъ коммиссіи по народному образованію не отдаетъ должнаго учительнымъ нравамъ православной церкви? Все, чтб относится къ религиоз- ному преусиѣянію, къ дѣлу вѣчнаго спасенія, къ взысісанію града, во всемъ этомъ пастыри душъ и остаются безуслов- ными хозяевами въ школѣ. Но школа, какъ орудіе преуспѣянія народа въ сей земной жизни, должна быть въ вѣдѣніи госу- дарства, если оно не хочетъ допускать притязаній теократіи. Has Scliulwesen ist und bleibet allezeit ein Politicum (школь- ное дѣло есть дѣло государства и будетъ имъ всегда),— это признала даже такая католическая страна, какъ Австрія, еще полтора вѣка тому назадъ. Нѣтъ, говорятъ на это депутата Львовъ 2-й и тѣ, что съ нимъ или за его спиной, — мы сами нашу формулу suum cuique понимаемъ по-другому. Пусть будутъ школы свѣтскія, гдѣ ду- ховенства будетъ касаться только Законъ Божій. Но пусть на-ряду съ ними будутъ и другія, гдѣ даже свѣтскія Науки °УДуть проходиться по указаніямъ духовенства. Надобны сильные аргументы, чтобы государство нашло воз- можными идти на дѣлежъ такого рода. Надобны убѣдительные доводы, чтобы государство согласилось жить съ церковью по такому уговору: во всякой свѣтской школѣ должна быть доля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1