Кризис русской школы

— 247 - церкви, по до церковпой школы органами свѣтскои власти но должно быть дѣла. Посмотримъ же, чѣмъ могутъ оправдываться притязанія св. синода и не является ли обязанностью Думы сказать властолюбивымъ синодсшшъ черноризцамъ: духовное пусть остается за духовенствомъ, отъ государствепнаго же руки прочь ! II. На чеыъ основана претензія святѣйшаго синода ішѣть свои, особыя отъ свѣтскихъ, начальный училища? На превосходств* типа церковно-приходской школы. Конечно, по программ* свѣт- скія и церковный народный училища какъ-будто олизко схо- дятся другъ съ другомъ. Но это — только видимое сходство. Въ свѣтской школ* не только свѣтскіе, но даже и церковные пред- меты проходятся по-св*тски. Въ церковной и свѣтскіе пред- меты напаиваются церковнымъ духомъ. «Въ такой школь свѣт- ское и религіозное образованіе не должны оыть расколоты, какъ дв* несоединимыя части, а, напротивъ, объединены въ одну гармоническую цѣлостность образованія, содѣйствующую раз- витію въ ученик* твердаго и цѣлыіаго характера.» Выдумка эта сочинена не православной церковью. Выдумка эта не нова. Церковной школ* въ Европѣ можно считать оезъ малаго полторы тысячи лѣтъ. Срокъ оказался достаточнымъ для всевозможныхъ пробъ съ нею и для того, чтобы жизнь безпощадно осудила вс* эти пробы. Мн* раньше приходилось уже говорить о томъ, что древней церкви въ пору завоеванія ею ыіра было совершенно чуждо какое бы то ни было посягательство на школу. Церковь не только не налагала руку на свѣтское школьное образованіе мірянъ, она не заводила даже для клириісовъ училшцъ особыхъ отъ мірскихъ. Великіе отцы древней церкви сами вс* проводили дѣтство въ свѣтекой школ*. Толкнула западную церковь на путь занятіи школьнымъ дѣ- ломъ горькая нужда. Религія, которую она хранила, «предана была письменамъ», и въ наступившее поел* великаго пересе- ленія пародовъ безпнсьмепное время религію нельзя было спасти, если бы церковь сама не принялась за спасеніе письменъ. Такъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1