Кризис русской школы

— 248 — волею судебъ римская церковь, кромѣ релнгіозной наставницы, сдѣлалась и школьной учительницей молодыхъ народовъ. Школу она спасала ради своихн нужди, ради подготовленія клира. Но въ эти же церковный училища, — за полнымъ почти исчезнове- ніемъ другихъ, шли и міряне, которыми было желательно по- учиться грамотѣ, счету, начатками землемѣрнаго искусства, римскими законами и т. п. ради своихи совершенно мірскихи цѣлей. Властолюбивая папская церковь мало-по-малу вошла во вкуси новой своей роли,— единственной хозяйки ви школьномп дѣлѣ. Однако, заключавшееся ви новой школѣ нротиворѣчіе все-же смущало мыслящіе умы. Мірп, это — Марѳа, пекущаяся о мно- гом ь, церковь Марія, избравшая благую часть. Таки позво- лительно ли Маріи переходить ви ту область, гдѣ суетится и хлопочетп Марѳа ? Отбросить свѣтскія науки? А каки прожить оезн нихп самой Маріи-церкви, царство которой хотя и не оти міра, но у которой собиралось повременамн ви рукахи болѣе трети всѣхи имѣній ви покорныхп римскому престолу странахи ? Но богословы побѣдоносно выходили и не изн подобныхп за- трудненій. Слѣдуеть ли ви церковной школѣ вести препода- ваніе ариометики? Конечно. «Добрая наука ариѳметика, или искусство считать, таки каки си помощью ея мы можемн убѣ- днться ви ничтожноми числѣ нашнхп дней.» А геометрія ? «Доб- рая наука геометрія, таки каіси она учити наси измѣрять землю, куда отойдети наше тѣло.» Такт, все, что нужно было для міра и жившей ви міру церкви, бези труда получило ви школѣ санкцію ви качествѣ душеспасительныхи предметови. Однако тѣ монахи, которые вели непосредственно работу ви школѣ, тѣ не могли легко этими удовлетвориться, тѣ не могли не чувствовать всей разобщенности между «божественными» и свѣтскими, или «в нѣшнйми» , предметами. Отсюда — попытки на- поить н «внѣшніе» предметы церковными духоми, — погоня за мечтой, манящей монаховп, членови святѣйшаго синода. Вт. изобрѣтательности тутп средиевѣковымн педагогами отказать нельзя. Каки напоить, напримѣрн, церковными духоми изученіе латинскаго спряженія ? Нами это кажется задачей мудреной, но педагоги-монахи оказывался на должной высотѣ. Доходить дѣло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1