Кризис русской школы

ѣковый учебникъ предла до глагола sum (я есмь), и гастъ въ катехизической формѣ такое толкование: „Sum какого залога?— Средняго или никакого. Почему sum не пмѣетъ залога? — Потому что оно не оканчивается ни на о, пи на от. Почему sum не оканчивается ни на о, пи па or? Для показанія своего превосходства надъ другими глаголами, Какъ ты это толкуешь? Подъ sum разумеется троичность, такъ какъ въ немъ три буквы: s, и и ш. Поэтому сей глаголъ sum хотя и можетъ прилагаться ко всѣмъ вощамъ, но въ строгомъ смыслѣ прилагается лишь кь Ъогу и св. Троицѣ. Почему sum кончается не на п, а на ml Потому,, что подъ т снова разумѣется троичность, такъ какъ въ буквѣ т три черты*. А съ математикой какъ обстояло дѣло? Неужели и эту абстрактнѣйшую изъ наукъ оказывалось мыслимымъ привлечь на службу религіозно-нравствеиному восшітанію и напоить цер- ковнымъ духомъ? Но то, что намъ представляется недостижи- мымъ, то для средневѣковаго педагога было самымъ легкими дѣломъ, такъ какъ оиъ здѣсь работали съ такими богатыми кладомъ, какъ нынѣ, къ счастью, забытая мистика чиселъ, сокровище, копить которое начали еще пиѳагорейцы. Взять число 10. Для насъ это одно изъ чиселъ — и больше ничего. Но средневѣковая школа показывала питомцами ариометическаго класса, какъ легко человѣческому уму различить въ немъ со- вокупность міра, — Бога и твореиіе, взятые вмѣстѣ. Въ самомъ дѣлѣ, троица указываетъ иа тріединаго Творца, семерка — на твореніе, которое состоишь изъ тѣла и духа. Въ послѣднемъ мы опять паходимъ троичность, такъ какъ мы должны любить Бога всѣмъ сердцемъ и всей душой и всѣмъ помышленіемъ. Въ тѣлѣ же совершенно ясно выстунаютъ тѣ четыре элемента, изъ копхъ оно состоишь. И долго-долго продолжалось такое измывательство надъ за- гнанными исторической бурей подъ сѣнь церкви свѣтскими на- уками. Еще въ концѣ XVI в. въ ставшихъ уже достояпіемъ протестантизма университетахъ лекторъ, читавшій со студен- тами греческія драмы, долженъ былъ оправдывать свое запятіе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1