Кризис русской школы

— 250 — тѣмъ, что въ «Аяксѣ» содержится богатый матеріалъ для тол- кованія первой изъ десяти заповѣдей, данныхъ Богомъ Моисею; въ «Электрѣ», въ «Эдипѣ-дарѣ», въ «Трахинянкахъ» для тол- кования заповѣди «не прелюбы сотвори»; въ «Антигонѣ» для толкованія заповѣди: «чти отца твоего и матерь твою» и т. д., и т. д. Но, паконецъ, терпѣніе свѣтскаго общества стало исто- щаться. Не отрицая историческихъ заслугъ церкви въ дѣлѣ спасенія школы, оно замѣтило церковньшъ людямъ, что бого- словский свѣтъ, прибавленный къ свѣту естественнаго разума, какъ бы черезъ интерференцію, порождаетъ темноту, и попро- сило ихъ жить по принципу suum cuique. И все-же разводъ св Ьтскаго и церковиаго образованія прошелъ не сразу. Шелъ онъ при этомъ, начиная сверху, — съ университетовъ, — и всего позже коснулся начальной школы, которой пришлось да и при- ходится немало еще терпѣть мытарствъ изъ-за допущеннаго когда-то по пуждѣ complexio oppositorum (сплетенія противо- положностей) . III. Сдабривать ради святости и ариѳметику, и грамматику, и гщевнихъ авторовъ кое-чѣмъ изъ богословія общеобразователь- ная школа съ XVII вѣка перестала. Но пробы напоенія ея церковно-религіознымъ духомъ продолжались; только велись онѣ мен е гРУ б ° 11 наивно. Надъ отимъ параллельно упражнялись отцы изъ ордена іезуитовъ среди католиковъ н піэтисты среди протестантовъ. Ученикамъ Игнатія Лойолы, иревративішшъ всѣ свои школы въ интернаты и налагавшимъ руку на все духов- ное существо ннтомцевъ, нельзя, конечно, отказать въ зна- чительномъ успѣхѣ. Немало если не добрыхъ христіанъ, то оезиощадныхъ фанатиковъ-папистовъ вышло изъ ихъ коллегій. da -то и пробы эти пришлось прекратить насильственно рукой свѣтсісои власти. Въ XVIII столѣтіи всѣ католическія государ- ства, какъ извѣстно, изгнали члеиовъ этого учительскаго ордена изъ своихъ предѣловъ. Съ полной чистотой религіозпыхъ по- оужденій велись, нагіротивъ, подобные же опыты у піэтистовъ. Довольно было среди послѣдователей Франке и педагогическихъ талантовъ. Къ чему же однако привели всѣ ихъ старанія?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1