Кризис русской школы

— 260 — поколѣній, была бы способна только общественная самодѣятель- ность. Вспыхни въ Росеіи снова такой же просвѣтнтельиый энтузіазмъ, свпдѣтелемъ какому была эпоха освобожденія кре- стьяыъ, когда почти-что каждый интеллигентный человѣкъ чув- ствовалъ на себѣ обязанность быть хоть немножко педагогомъ, и какъ ни колоссально требующееся усиліе, родина наша могла бы показать, что она стоить на высотѣ требованій, преднявлен- ныхъ къ ней ходомъ историческаго развитія. Лишнія тысячи интеллигентныхъ женщинъ стали бы приливать изъ средней и даже высшей школы на поле, гдѣ идетъ борьба противъ темноты народной массы, и этотъ элемептъ, движущійся идеали- стическими импульсомъ, быль бы дороги не ви соотвѣтствіи си той цифрой, какой бы они выразился ви школьпо-статисти- ческихи таблицахн. Такіе дѣятели во всякой профессіи обра- зуюти ея соль: это — ферменти, заставляющий всходить всю состоящую обычно изи духовныхи посредственностей массу. Завидную роль, далѣе, могли бы сыграть вольныя высшія шко- лы, какихи немало успѣло уже возникнуть по лицу Россіи. При свойственной ими гибкости организаціи ви нпхн быстро могли бы зажечься педагогичесісіе очаги, распространяя по разными паправленіями лучи тепла и свѣта. Такія школы могли бы предлагать уже поработавшими учителями и учительницами все нужное, чтобы пополнить сознанные недочеты со стороны науч- ной подготовки, а лицами си законченными общими образо- ваніеми переди вступленіемн на практическую школьную дорогу онѣ могли бы сообщать недостающія ими педагогическія зианія и точки зрѣнія. При томи усиленноми движеиіи ви области пе- дагогическихи идей, которыми отличается наше время ви Запад- ной Европѣ; при новыхн огромныхи горизонтахи, открываю- щихся благодаря этому переди на,родной школой, во всѣхи подобныхн заведеніяхн, гдѣ сблизилось бы академическое пре- подаваніе и практика народнаго учительства, ключомн забила бы плодотворнѣйшая умственная работа. Тутн стали бы форми- роваться и контингенти наставниковн для будущихи учителей народной школы, о недостаткѣ котораго мы выше говорили. Конечно, при всеми этоми нельзя бы было избѣжать принятія ви ряды учителей значительнаго процента лици, не побывав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1