Кризис русской школы

— 261 — шихъ ни въ учительской семинаріп, ни въ гимназіи. Но подго- товка бывшихъ питомцевъ народной школы къ учительскому экзамену могла бы стать въ гораздо болѣе удовлетворительный условія, чѣмъ теперь. Къ тому же не надо забывать, что ка- чество такихъ учителей очень зависитъ отъ того, кто ііхъ са- михъ училъ еще въ народной школѣ, и потому притокъ талантли- выхъ и образованныхъ людей, способныхъ образцово поставить рядъ училиіцъ, содѣйствовалъ бы неминуемо поднятію учитель- скаго уровня и въ этомъ низшемъ слоѣ. Однако, чтобы могъ проснуться такой энтузіазмъ, который напомнилъ бы 60-е годы прошлаго столътія, намъ думается, вопреки разнымъ новымъ уродливымъ явленіямъ, что и совре- менная русская интеллигенція къ нему спосоона, неооходимо дыханіе весны, вѣяніе свободы. Небо же въ Россіи продол- жаетъ дышать зимой. Какъ высшая администрація сама опре- дѣляетъ очередныя задачи въ области народнаго образовапія, мы слышали недавно изъ устъ премьеръ-минйстра. На первомъ мѣстѣ въ прочитанной имъ деклараціи поставлено упроченіе церковно-приходской школы. Чѣмъ вызывается особенная сим- патія къ этому типу училищъ для народа и показателемъ какого политическаго настроенія она служить, намъ приходилось уже говорить неоднократно. Страхъ передъ народомъ, вѣра въ оо- манчивую мысль, будто «релнгія является лучшимъ изъ жан- дармовъ», — вотъ какова здѣсь истинная сущность. Про семина- ріи и институты для учителей администрація, положимъ, не забыла, но тонъ ея таковъ, что по нему не заподозришь даже, съ какими трудностями здѣсь приходится считаться. «Топну но- гой, и изъ земли явятся легіоны». На третьемъ изъ главныхъ мѣстъ поставлена инспекція. Въ чудесное вліяніе надзора у нынѣшняго министра просвѣщенія исключительная вѣра. При- смотритъ Блохманъ, — и разрѣшенъ профессорски! кризисъ въ университетахъ. Присмотритъ Зоргенфрей, — и обветшалая клас- сическая системавъ гимназіяхъ заиграетъ новой жизнью. Быть- можетъ, и отъ инспекторовъ народныхъ школъ г. Кассо ждетъ такого же чудотворнаго вліянія: лрисмотрятъ, — и учитель съ самой ничтожной подготовкой волей-неволей обратится въ ма- ленькаго Песталоцци. Блажепъ кто вѣруетъ, тепло тому на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1