Кризис русской школы

— 264 — «Новому Времени» кричать: «Знаю слово и дѣло государево», является, безспорно, знаменіемъ времени. Для нашей государ- ственности это — болѣзненный симптомъ. Но кто же здѣсь ви- новата, въ концѣ-концовъ, какъ не тотъ духъ, который возо- бладали въ правительственныхъ сферахъ со времени Каткова и въ наши дни дошелъ до полнаго цинизма, сводя всю госу- дарственную мудрость по отношенію къ инородцами на то, о чемъ сейчасъ мы помянули, — на. атуканье и задаваніе страха. ЬІѢтъ, не залѣчишь скорпіонами тѣхъ рани, который были на- несены бичами. Нѣтъ, не кулаки надобенъ для того, чтобы обратить Россію въ царство мира и согласія. Надобна голова: а голова отказывается понять то, что у насъ надъ инородцами творилось и творится. Возьмемъ вопросъ, который одинъ лишь собственно и обсу- ждался въ подобной связи на петербургскомъ съѣздѣ, — объ язы- кѣ преподаваиія въ народной школѣ. Вопросъ этотъ стоить не передъ одной Россіей. Съ нимъ приходилось и приходится считаться почти-что всѣмъ современнымъ государствами безъ исключеиія, такъ какъ среди нихъ почти не назовешь такого, которое было бы однородно по племенному своему составу. Вопросъ этотъ и обсуждался на Западѣ Европы горячо и долго, пока ие получилъ окончательнаго рѣшенія, подъ которыми под- писались всѣ европейскіе педагогическіе авторитеты. Усвоенная западною педагогикою формула гласитъ: отказъ въ препода- вапіи на материнскомъ языкѣ въ начальной школѣ равносиленъ отказу для такого угнетаемаго племени въ возможности дать своими дѣтямъ вообще что-либо похожее на образованіе въ иастоящемъ смыслѣ слова. Можетъ быть спори объ языкѣ пре- подаванія въ средней и въ высшей школѣ: его не можетъ быть прнмѣнительно къ народной школѣ. Аргументація такого положенія достаточно извѣстна. У насъ ее еще полвѣка тому пазадъ съ особой силой излагали К. Д. Ушинскій, память котораго мы чествовали недавно. Напомнимъ его статью «Родное Слово». Тамъ пламенно развито то, чтб должно считаться одними изъ самыхъ цѣнныхъ завоевЗній на- уки въ XIX столѣтіи. Еще XVIII столѣтіе считало языки лишь за собраніе словесныхъ знаковъ для выраженія мыслей. Наука

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1