Кризис русской школы

XIX вѣка показала всю ложность такого представленія. Она раскрыла органическую связь языка и мысли и обнаружила, какое громадное культурное наслѣдство передается въ видѣ языка отъ одного людского поколѣнія другому. До истинно! поэзіп поднимается Ушинскій, рисуя это значепіе языка, какъ сокровищницы народнаго духа. «Языкъ народа — лучшін, ни- когда не увядающій и вѣчно вновь распускающійся цвѣтъ все! его духовной жизни, начинающейся далеко за границами исторіи. Въ языкѣ одухотворяется весь народъ и вся его ро- дина; въ немъ претворяется творческой силой пароднаго духа въ мысль, въ картину и звукъ небо отчизны, ея воздухъ, фи- зическія явленія, ея климатъ, ея поля, горы и долины, ея лѣса н рѣки, ея бури н грозы, — весь тотъ глубокій, полный мысли п чувства, голосъ родной природы, который говоритъ таісъ громко въ любви человѣка къ его иногда суровой родинѣ, который высказывается такъ ясно въ родной пѣсиѣ, въ родныхъ напѣвахъ, въ устахъ народныхъ поэтовъ. Но въ свѣтлыхъ, прозрачныхъ глубинахъ народнаго языка отражается не одна природа родной страны, но и вся нсторія духовной жизни народа. Поколѣнія парода проходятъ одно за другими, но ре- зультаты жизни каждаго поісолѣыія остаются въ языкѣ — въ наслѣдіе потомками. Въ сокровищницу родного слова склады- ваетъ одно поколѣніе за другимъ плоды глубокихъ сердечпыхъ двпженій, плоды историческихъ событій, вѣровапія, воззрѣпія, слѣды прожитаго горя п прожитой радости, — словомъ, весь слѣдъ своей духовной жизни народъ бережно сохраняетъ въ народноыъ словѣ. Языки есть самая живая, самая сильная и прочная связь, соединяющая отжившія, живущія и будущія поколѣнія народа въ одно великое, исторически живое цѣлое. Они не только выражаетъ жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь». Уразумѣвъ роль языка въ духовной жизни, XIX вѣкъ сдѣ- лалъ отсюда и соотвѣтственный педагогическій выводи. Въ старое время ученая школа учила только по-латыни: родному языку зачѣмъ учить? Ему и безъ того выучивается всякій. Пзвѣстно, какъ нзмѣнилось это въ XIX столѣтіи, какое мѣсто заняли родной язьпсъ среди предметовъ гимназическаго пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1