Кризис русской школы

яодаваиія во всѣхъ культурныхъ странахъ. Занятія имъ мало- по-малустали могущественными орудіемъ для достиженія той цѣли, которую школа прпзнаетътеперь конечной, — для общаго образованы, для общаго духовнаго развиты питомцевъ. Но если въ средней школѣ подобное развптіе мыслимо получить и при работѣ надъдругимъ матеріаломъ, то при условіяхъ жизни народной школы родной языкъ является единственнымъпред- метомъ, способнымъ сообщить ученію такой общеобразователь- ный, развивающій характеръ. Ребенокъ садится на скамью народной школы, не зная ни- чего? Ошибка. Ребенокъ приходить въ школу, умѣя говорить на родномъ наргъчіи: а чѣмъ это является для педагога,— объ этомъпослушаемъ Рудольфа Гильдебранда. «Матеріалъ, съ которыми приходится считаться па урокахъ родного языка, — шипеть онъ въ классической своей работѣ «О преподаваніи родного языка въ школѣ и о націоиальномъ воспитаніи и обра- зованы вообще», — ■ каждый ученики въ мѣру своихъ духов- ныхъ силъ приноситьсъ собой уже въ совершенно готовомъ видѣ; мало того, матеріалъ зтотъ является для всякаго самыми задушевными его достояніемъ, ларчикомъ, гдѣ ояъ бережетъ самое драгодѣнное изъ всего, что ему раньше удалось самому для себя добыть, — свое общее міросозерданіе. Нѣтъ сомнѣ- нія: и ученики, даже самые маленькіе, являются въ школу уже съ своими міросозерцаніемъ; въ пемъ нѣтъ еще, поло- жимъ, ни нриндиповъ, ни органичности, какъ у большихъ, но основным нравственный, практическія и иныя идеи всѣ уже налидо въ міросозердапііі маленькаго человѣка, онѣ являются тамъ то въ формѣ ощупыо найденныхъ выводовъ изъ соб- ственныхъ его ыелкихъ опытовъ, то въ видѣ слышанныхъ дома или отъ товарищей поговорокъ, до смысла которыхъ опъ до- брался чутьемъ, то въ видѣ общихъ положений, который онъ подхватили дома, таісъ какъ часто слыхали ихъ отъ родите- лей и отъ родствешшковъ. И какъ свободно дѣти въ этой области справляются и съ содержаніемъ, и съ формой!» Этимъ матеріаломъ и долженъ овладѣть народный учитель, чтобы вдохнуть жизнь въ свое преподаваиіе. Степепь умѣлости при обращены съ ними опредѣляетъ успѣшность всего препо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1