Кризис русской школы

— 267 — даванія въ начальной школѣ, что бы ни являлось его предме- том!.. О чемъ бы рѣчь ни шла, — о вводѣ ли въ искусство вла- деть болѣе литературной рѣчыо, о сообщеніи ли основъ ре- лигии, о знакомствѣ съ исторіей и географіей, или объ ариѳме- тическихъ вопросахъ, — вездѣ, во всемъ учитель оказывается способеиъ разрѣшить свою задачу лишь съ помощью того, что дѣтп въ видѣ языка уже принесли съ собой въ школу. Но этого готоваго матеріала, который надо только просвѣтлить, чтобы живо заиграло дѣтское сознаніе,- — иначе говоря, чтобы ребенокъ вступили на путь дѣйствптельнаго внутренняго образованія, — при раннемъ возраетѣ питомцевъ народной школы и при томи короткими времени, какое отводится нуждой на пхъ ученіе, уже немыслимо замѣнить никакими иными образовательными матеріаломп, требующими еще особаго труда на свое пріобрѣ- теніе. Школа же, не пробуждающая умственной самодѣятель- постн, школа, не открывающая дѣтямъ глази при помощи «род- ного слова» на Божіи мірп и на людскую жизнь, не признается •больше у современныхп педагогови такого рода учрежденіемп, которое заслуживало бы называться школой, — хотя бы и для народа, хотя бы и для ннородцевп. Если же такое педагогическое подожеиіе справедливо, то ясени выводи, который слѣдуетп отсюда для школьной поли- тики во всякоми разноплеменномп общежитіи, поднявшемся на -степень правового государства. Такого рода выводи въ подоб- ныхъ общежитіяхъ давно и сдѣланъ. Но петербургскими на- ціоналпстамъ это, конечно, — не указъ. Кто же заподозрптн ихп, чтобы они хотѣли видѣть ви Россііі правовое государство? По- этому съ ними приходится поговорить еще иначе, не поднимаясь пади уровнемъ грубо государственнаго утилитаризма. Въ народной школѣ нашими націоналистамъ хотѣлось бы нмѣть орудіе ассішпляціи всѣхъ другихъ племени, населяю- щнхъ Россію, съ «державной народностью», какъ назывании •они великоруссовъ. Они и сами слыхали про великое значеніе языка въ духовномъ развитіи народа. Основываясь на этомъ, ■они п разсуждаютъ: народная школа съ націодальнымъ языкомъ въ’ ея основѣ ведетъ къ обособленно шюродцевъ, а съ госу- дарственными — къ сліянію діхъ съ велнкоруссами, къ.ихи пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1