Кризис русской школы

— 268 — творенію въ ту однородную массу, какой для прочности п силы государства желательно было бы видѣть все населеніе Россіи. Не будемъ говорить, насколько такая цѣль самапо себѣ для рус- сісаго государства можетъ быть признана желанной: не одно- родность является примѣтой высоко развитаго организма, а иитеграція дифференцированныхъ частей. Но все равно. Какъ бы пи относиться къ цѣли, негодность изобрѣтенпаго націона- листами средства пе подлежитъ сомнѣнію. Чего въ педагогическомъ отношеніп стоить такая школа, гдѣ съ первыхъ же шаговъ обученія родной языкъ дѣтей замѣняется чужимъ,- — это картинно изобразили тотъ же Ушинскій, взявъ для примѣра украинскую школу съ преподав аніемъ на. велико- русскомъ языкѣ. Какое впечатлѣніе производить она на мало- российское дитя, «когда оно начипаетъ посѣщать это странное мѣсто, въ которомъ о дном ъ только въ цѣломъ селѣ говорить на пепонятномь языкѣ?» «Дитя, пе слыхавшее дома ни одного великоруескаго слова, начинаютъ въ школѣ съ перваго же дня ломать на великорусски! ладь, и добро бы еще на чисто вели- корусский, а то на тотъ отвратительный жаргонъ, который вы- рабатывается у малообразовапнаго малоросса при стараніи го- ворить по-великорусски. Такая школа съ перваго же дня и весьма неласково напомнить ребенку, что онъ пе дома, и безъ сомнѣнія покажется ему букой. Если такая школа не пустить корней въ народную жизнь и не принесетъ для нея полезныхъ плодовъ, то чему же здѣсь удивляться? Иначе и быть не можетъ. Такая школа, во-первыхъ, гораздо ниже народа: что же значить она съ своей сотней плохо заученныхъ словъ передъ той безконечно глубокой, живой и полной рѣчыо, которую вы- работали и выстрадали себѣ народъ въ продолженіе тыся- челѣтія; во-вторыхъ, такая школа безсильна, потому что не строить развитія дитяти на единственно плодотворной душевной почвѣ,— на народной рѣчи и на отразившемся въ ней народ- номъ чувствѣ; въ-третьихъ, наконецъ, такая школа безполез- иа: ребеиокъ не только входить въ нее изъ сферы совершенно ей чуждой, но и выходить изъ нея въ ту же чуждую ей сферу. Скоро онъ позабываетъ нѣсколысо десятковъ великорусскихъ словъ, которыми выучился въ школѣ, а вмѣстѣ съ тѣмъ по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1