Кризис русской школы

— 269 — забываетъ и тѣ понятія, которыя были къ нимъ привязаны. Народный языкъ и народная жизнь снова овладѣваютъ его душой и заливаютъ, и нзглаживаютъ всякое впечатлѣніе шко- лы, какъ нѣчто совершенно нмъ чуждое. Что же сдѣлала школа? Хуже, чѣмъ ничего. Она на нѣсколько лѣтъ задержала есте- ственное развитіе дитяти; остается, правда, грамотность, или, лучше сказать, полуграмотность,— и то не всегда, — и можетъ пригодиться къ тому, чтобы на полурусскомъ нарѣчіи написать какую-нибудь ябеду; душу же человѣка такая школа не раз- виваетъ, а портитъ». Но гдѣ уже думать о душѣ ребенка, развитіе которой цѣнилъ выше всего такой идеалистъ, какимъ былъ Ушинскій. Часто ли остается даже та полуграмотность, о которой онъ упоми- наетъ, особенно, когда дѣло идетъ о школахъ для населенія съ языкомъ, пе пмѣющемъ даже родствеинаго сходства съ ве- ликорусскими? Мы знаемъ, какъ высоки нроцентъ рецидиви- стовъ безграмотности и среди бывшихъ питомцевъ поставленной нормально по отношенію къ родному языку великорусской на- родной школы. Насколько же они повышается при полученіи грамотности на нностранномъ языкѣ? 1 ). И къ какимъ крохами сводятся всѣ прочія знанія, преподаваемый народной школой, когда учителю при сообщеиіи ихъ почти отрѣзанъ доступъ къ главнымъ дѣтскимъ духовнымъ силами, и когда даже бли- жайший смыслъ произносимыхъ имъ въ школѣ словъ съ боль- шими трудомъ доходптъ до ученическаго сознанія. Школьное время у дѣтей въ такихъ условіяхъ уходитъ почти-что на тол- ченіе воды. Черезъ немного лѣтъ у большинства дѣтёй оть того, чему они учились въ школѣ, въ итогѣ пе остается ничего: во имя гоеударственпаго языка имъ не дали ничего основа- тельно усвоить, а государственный языкъ, — какъ всякій иностранный, • — безъ постоянной практики забывается почти безслѣдно. А воспитательная сторона подобной изуродованной школы ? Какъ примѣнить къ ней то, что еоставляетъ гордость современ- !) Какою мукой для дѣтеи является въ такихъ условіяхъ даже простое обученіе чтенію и письму, этого я касался уже въ статьѣ „Шкода іі на- ціопализмъ“, помѣіденной въ сборпикѣ „Борьба за школу".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1