Кризис русской школы

— 270 — пой педагогики, сумѣвшей прежній страхъ йаказанія замѣнить стимуломъ пробужденія интереса? Уінинскій мягко говорнтъ: «Такая школа съ перваго же дня и весьма неласково напомнить ребенку, что они не дома». За мягкой формой скрываются нзвѣст- пыя жестокія картины школьнаго тиранства, чтобы пріучить ребенка къ занятіямъ, который не могутъ находить никакого отклика въ его душѣ, — противъ которыхъ вся его природа за- конно протестуете. И далѣе, во что обращается при такой по- становкѣ дѣла сословіе учителей? Какъ извращаются принципы его подбора? Учить дѣтей идетъ тотъ, кто ихъ любить. Мучить дѣтеіі даетъ свое согласіе только тотъ, въ комъ иѣтъ никакихъ педагогическихъ задатковъ. А туте еще — стремленіе проводить въ учителя для гшородцевъ какъ можно больше велпкоруссовъ. Въ какихъ же представителлхъ знакомятся инородцы съ «дер- жавной народностью»? Не цвѣтъ свой высылаете она, конечно, на ту педагогическую каторгу, которой является работа въ по- ставленной на такія прѳвратныя основанія инородческой на- родной школѣ. Таки пресловутая ассимиляція черезъ школу на дѣлѣ только сѣетъ и взращиваете сѣмена междуплеыешюй злобы и раздора. Злоба эта переходить у инородцевъ и па государственный языкъ, которыми наша политика бьет ъ ихъ словно палкой, и созданная для его тріумфа школа лишь тормазитъ свооодиое его распространеиіе, парализуй чувствомъ такой обиды его огромную естественную притягательную силу. Во времена Ушинскаго народное образованіе въ Россійской имперіи находилось въ пеленкахъ. Поэтому Ушинскій и гово- рили еще про школу съ великорусскими языкомъ для инород- цевъ сравнительно спокойно. Теперь вопроси о ней стоить съ другой остротой. Ходи нсторическаго развитія прпвелъ къ тому, что и въ Россін элементарное образоваиіе стало насущной по- треояостью самыхъ широкихъ . народныхъ массъ. Запросы на него иду те усиленно отъ н<йхъ_ самихъ; ипертныхъ же прави- тельство готово уже понудить 'къ полученію образованія, про- возгласивъ принципъ его обязательности для всѣхъ въ извѣстноп мѣрѣ. Ыо при введепіи вееобщаго обученія націоналнсты про- изводите передержку. Та школа, отъ которой можно ждать подъема матеріальнаго и духовнаго уровня народа, оказывается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1