Кризис русской школы

— 15 — наложить на нихъ опалу, какъ только они начинаютъ отвѣчать своему призванію. Картина получается такая, какъ будто бы правительство нарочно создаетъ интеллигенцію, чтобы было съ кѣмъ играть, какъ кошка съ мышью. Но прекратить эту игру правительство не моэкетъ. Чѣмъ дальше двигается человѣчество по пути прогресса, тѣмъ меньше государственная власть спо- собна разрѣшать свои задачи безъ помощи пауки. Соперничество націй грозить за это гибелью. Выходъ какъ будто ясеиъ: до- стойное государственное существование немыслимо для народа безъ обладанія наукой, наука невозможна безъ свободы мысли, а формы государственнаго бытія, способный съ нею сочетаться, давно уже найдены, и въ нихъ спасеніе. Однако, эта оконча- тельная развязка заставляешь себя ждать, и узке вторую сотню лѣтъ продолзкается та пытка, на какую судьбой обречены были съ первыхъ своихъ шаговъ русскіе университеты. Дадимъ зке въ предѣлахъ сборника нѣсколько картинокъ изъ этой мучи- тельной исторіи стремленій создать въ самодержавной Россіи особое непросвѣщающее просвѣщепіе. Передъ нами — «дней Александровыхъ прекрасное начало». Правительство проникнуто благими поэкеланіями относительно пауки. Для Россіи не признается уже возмозкнымъ обходиться однимъ московскими унпверситетомъ. Казань и Харьковъ, Вильпо и Дерптъ возводятся на полозкепіе университетскихъ центровъ. Позднѣе къ нимъ прибавляется и ІІетербургъ. Уставъ 1804 г. — образецъ либерализма. Стремясь скорѣе наполнить ряды студентовъ, правительство широко открыло двери университетовъ всѣмъ лица-мъ свободныхъ состоянии Стре- мясь скорѣе наполнить ряды профессоровъ, правительство звало къ себѣ ученыхъ изъ Германіи, гдѣ университеты, успѣвъ въ XVIII столѣтіи освободиться отъ средневѣкового порабо- щенія авторитетами и получить libertatem philosophandi, т.-е. свободу научпаго изслѣдоваиія, были полны свѣжей, здоровой жи- знью. Не слѣдуетъ, конечно, черезчуръ идеализировать прави- тельственную политику и въ эту пору. Россія и тогда была «стра- ной фасадовъ», и за фасадомъ устава 1804 г., обращавшаго уни- верситеты въ центры управления учебными округами, могла скрываться такая патріархальная экизненпал практика, какъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1