Кризис русской школы
— 35 — обществу тѣ безкоыечныя матеріальныя и моральный благодѣя- ііія , которыя приноситъ культура истинной науки, оно не можетъ не считаться съ особою природой этихъ столь чузкдыхъ соб- ственной его природѣ учреждепій. Передъ разсадниками науки государство, дающее на нихъ общественный средства, должно наложить на себя рядъ самоограниченій. Собственно говоря, его участіе въ управленіи подобною научного высшей школой желательно ліпнь въ тѣхъ предѣлахъ, въ какихъ это необхо- димо, чтобы предотвратить опасность потери внутренней свобо- ды, которая грозитъ всегда коллегіямъ, поставленнымъ внѣ всякаго обществениаго контроля. Помимо же этого государ- ственная власть безъ опасенія погубить душу дѣла не можетъ налагать на университетскую жизнь и работу никакихъ пра- вительствеиныхъ стѣсненій. Гумбольдтовъ идеалъ университета стадъ входить въ гер- манскую жизнь какъ часть новаго свободиаго обществениаго строя. Но не успѣлъ онъ еще отдаленно показать всю заклю- чавшуюся въ иемъ магическую силу, какъ для него началась година испытаний. Силы реакціи, поднявшіяся такъ высоко въ Германіи въ эпоху Священнаго Союза, инстинктомъ чуяли, гдѣ кроется для прочности ихъ торзкества главнѣйшая опасность, и требовали полнаго отказа отъ гумбольдтовскихъ идеаловч,. Люди, душой предаинные благочестію и престолу, требовали съ пѣной у рта формальнаго провозглашенія принципа, что университеты существуютъ только для «выработки дѣлыіыхъ служителей церкви и государству». Верховный правительства избрали средній путь. Не отказавшись отъ мысли содѣйствовать чрезъ университеты движепію впередъ науки, они сочли умѣст- нымъ снять съ государства всѣ наложенный имъ было на себя по отношенію къ высшей школѣ самоограниченія. Наукѣ оста- влено было право гражданства въ универеитетахъ, но уничто- зісены были гарантіи ея свободы. И несмотря на это нѣмецкіе университеты смогли остаться вѣрными Гумбо льдтовымъ завѣтамъ. Помогла имъ спастись отъ «потока и разграбленія», которому такъ страстно желали ихъ предать вожаки пѣмецкой черной сотни, во-первыхъ, крѣпкая внутренняя связь, объединявшая въ ихъ лонѣ профессорскую 3 ‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1