Кризис русской школы
— 46 — земли благодаря Пастеру». Но, съ другой стороны, какъ же и ослабляетъ самого себя въ жизненной борьбѣ тотъ, кто от- дался чистой паукѣ безраздѣльно. Человѣка безъ самостоя- тельной матеріальной обезпечеиности благоразуміе всегда за- ставить отказаться отъ научнаго влеченія, если онъ не увѣренъ, что ренановскій общественный авансъ дань ему будетъ на условіяхъ прочныхъ и согласныхъ съ достоинствомъ носителя науки. Кто отдался наукѣ, полагаясь на обезпеченіе, гаран- тируемое дѣятелямъ университета, тотъ, несомнѣнно, въ боль- шинства. случаевъ оказывается до такой степени у правитель- ства въ рукахъ, какой не знаетъ отдаленно ни одинъ практи- чески! работнпкъ равнаго таланта. И, понимая это, прави- тельство у насъ нерѣдко со злорадствомъ дергало за эти струны, но не натягивало ихъ черезъ мѣру. Горекъ былъ рус- скііі казенный хлѣбъ мпогимъ служителями науки. Имъ часто совѣтовали не забывать, что правительство «ихъ кормить». II все-же существовали tacitus consensus, по которому прави- тельство не позволяло себѣ, не считаясь съ особенностями работы на научномъ полѣ, смотрѣть на университеты просто какъ на дбпартаментъ, гдѣ нанятые имъ «служители» отбы- вают!. присутственные часы. Даже у нашего министерства просвѣщенія всегда теплилось сознаніе, что при однихъ учепыхъ «какъ прикажете» не могутъ въ годномъ видѣ существовать университеты, и хоть оно охотно подносило чашу горечи къ устами профессоровъ Божіей милостью, къ устами ученыхъ- ндеалистовъ, однако остерегалось паливать ее черезчуръ полно. Лишь въ наши дни явились политики, которые рѣшилп здѣсь «надъ г поставить точку». Сто лѣтъ тому пазадъ про- фессора въ Россіи такъ и назывались: «чиновники по фило- софы», «чиновники по словесности» и т. д. Послѣ того мы проходили пору идеализма, когда поиятія «чиновники» и «про- фессора казались исключающими другъ- друга. Теперь круги замыкается, и «реалисты» въ правительственныхъ сферахъ прямо ставятъ вопроси: «Вы, гг. философы, словесники и какъ бы васъ ни звали, берете отъ правительства жалованье по 20-мъ числами? Да. Значить... И нечего тутъ говорить, что вы не можете преподавать въ такихъ условіяхъ, въ которыхъ это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1