Кризис русской школы

52 комиссіи, «надлежитъ выяснить министерству иароднаго про- свѣщенія». Но министерство озабочено совсѣмъ другимъ. Разъ число частныхъ среднихъ учебныхъ заведений, мужскихъ и жен- скихъ вмѣстѣ, переросло число казенныхъ, то не плодить ихъ надобно, а надобно измыслить мѣры, чтобы существующая прибрать къ рукамъ покрѣпче. Пускай, согласно выводамъ бюджетной комиссін, въ общемъ итогѣ «государственное казна- чейство затрачиваетъ на содержаніе средннхъ учебныхъ заве- деиій немного развѣ болѣе одной третьей части дѣйствительной иха. стоимости населенію страны» ; но министерство все же желаетъ жать даже тамъ, гдѣ сѣяло вовсе не оно, и частныя учебныя заведенія не находятъ милости предъ его лицомъ. Не говоримъ о рядѣ мѣръ, направленныхъ противъ частной пшщіативы въ дѣлѣ средней школы, которыя принимались въ отдѣлыіыхъ учебныхъ округахъ. Такъ, напримѣръ, в г ь Москвѣ среди члеповъ окружающаго попечителя совѣта представители частныхъ учебныхъ заведеній образовали было такую внуши- тельную группу, что съ ними начальству округа приходилось считаться особенно серьезно. Округъ отдѣлался отъ такой до- куки очень просто: безъ всякихъ разговоровъ и предупре- ждений рѣшеио было не посылать больше въ частныя школы пригласительныхъ на засѣданія повѣстокъ. Казенныхъ ди- ректоровъ достаточно, чтобы все обдумать и за частныхъ педагоговъ. Если же они чего-нибудь не предусмотрятъ, то вѣдь страдать отъ этого придется лишь частнымъ заведеніямъ. Такъ что же тутъ церемониться и связывать себя подобной обузой. Не говоримъ и про «захватную» политику кіевскаго округа, который при общемъ переполохѣ родителей въ прошломъ году задумалъ путемъ соотвѣтственныхъ мѣропріятій перевести самый видныя изъ частныхъ мужскихъ гимназий въ разрядъ казенныхъ. Но мы не можемъ не остановить вниманія читателей на общей мѣрѣ министерства, которая,- — если она не будетъ пресѣчена рукой иравительствующаго сената въ порядкѣ охраны частныхъ правъ, — способна будетъ очень «сдержать стремленіе общества къ энергіи въ дѣлѣ образованія»,— -все равно, будетъ ли рѣчь идти о мужскомъ образованіи или о женскомъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1